Мы продолжаем держать вас в курсе проекта «Обзор международных и казахстанских практик по альтернативным видам устойчивости НПО», который реализует Консалтинг-Центр «ЗУБР» в рамках государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества РК.
Что находится в финансовой копилке НПО?
В серии информационных статей, мы будем вас знакомить с популярными (и не очень) источниками финансирования неправительственного сектора.
Сегодня, вашему вниманию один из наиболее известных источников финансирования – государственный социальный заказ.
Начало финансирования неправительственных организаций из бюджета РК было положено в 2003 году, с принятием Программы государственной поддержки НПО на 2003-2005 годы.
В 2005 году был принят Закон «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан», который закрепил механизмы финансовой поддержки НПО государством. Согласно этого закона, государственный социальный заказ — форма реализации социальных программ, социальных проектов, направленных на решение задач в социальной сфере, выполняемых неправительственными организациями за счёт бюджетных средств. Поставщиками услуг по государственному социальному заказу могут выступать только юридические лица, зарегистрированные в качестве неправительственных организаций.
Источниками финансирования государственного социального заказа являются как республиканский, так и местный бюджеты.
Во всем есть свои «плюсы»:
· Помимо финансовой поддержки, неправительственная организация со стороны заказчика может рассчитывать на определённую административную поддержку проектов, реализуемых по государственному социальному заказу.
· Участие в реализации проектов по социальному заказу позволяет поднять статус НПО как партнёра государства.
· С помощью государственного заказа можно решить широкий круг разнообразных социальных задач, которые государственные органы решить не могут, а коммерческие структуры не хотят.
· Услуги закупаются только у неправительственных организаций, тем самым количество потенциальных участников в этом секторе рынка (объём которого приближается к 10 миллиардам тенге) изначально известно и ограничено. Отсутствуют конкуренты со стороны коммерческих организаций.
· В рамках формирования бюджета возможно предварительно оценить суммы и мероприятия, которые с большой вероятностью будут закуплены в следующем году.
«Ложка дегтя в бочке мёда»:
· Рассчитывая на реализацию долгосрочных программ за счёт средств государственного социального заказа, неправительственной организации нужно быть готовым к тому, что посредством данного финансового инструмента она будет в определённом плане зависеть от заказчика (в данном случае государства).
· Срок реализации проектов по социальному заказу, как правило, не превышает один календарный год (хотя по закону о ГСЗ проекты могут реализовываться до трёх лет, на практике таких проектов очень мало). В большинстве случаев, учитывая время на проведение конкурсных процедур, времени на работу остается еще меньше (максимум 10 месяцев), что создаёт сложности в реализации долгосрочных программ и проектов. Достичь полноценного эффекта от проекта очень сложно.
· Чаще всего закуп осуществляется посредством конкурсных процедур, в которых цена имеет приоритет перед качеством услуг.
В следующей информационной статье мы представим другие источники финансирования сектора. Если у вас есть свои успешные примеры, достижения финансовой устойчивости, напишите нам, мы включим ваш опыт в общую копилку «Моделей устойчивости».
По всем интересующим вопросам Вы можете обратиться в офис КЦ «ЗУБР»
8 7232 51-33-88, (Наталья Терехова, координатор проекта)
или на электронный адрес Zubr.ukg@gmail.com
#CISC, #CISCKZ, #ЗУБР_ЦПГИ_УстойчивостьНПО
Следите за новостями проекта https://www.facebook.com/cisc.kz/!