Для начала что такое социальный бизнес?
Социальный бизнес – это компании, которые руководствуются не жаждой прибыли, а стремлением к решению социальных проблем. Это не благотворительная организация, это бизнес в прямом смысле этого слова, где в его приоритеты входит окупать свои расходы, выполняя при этом свои социальные задачи.
Какие цели ставит перед собой социальный бизнес?
Точно так же, какдругиекомпании социальный бизнес нанимает рабочих, производит товары или услуги и предлагает их клиентам по таким ценам, которые соответствуют его задачам. Но при это его основополагающая цель– это создание социальных благ для тех, ради кого он осуществляет свою деятельность.
Каким образом продукты или услуги, реализуемые социальным бизнесом, могут быть полезны обществу?
Компания предоставляет продукт или услугу, которые приносят ей доход, и одновременно помогают социальным группам населения. К примеру:
• Производство и продажа высококачественных пищевых продуктов по низким ценам для целевого рынка – людям с особыми потребностями. Эти продукты не могут продаваться за большие деньги, поскольку они не конкурируют на рынке и не требуют дорогостоящей упаковки и рекламы, а также потому, что выпускающая их компания не нацелена на максимизацию прибыли.
• Трудоустройство социально незащищенных групп. Например, людей с особыми потребностями, бывших заключённых, лиц, проходящих реабилитацию от алко- или наркозависимости.
• Переработка мусора, бытовых сточных вод и других отходов, которые в ином случае загрязняли бы окружающую среду.
Какова роль прибыли?
Полученная прибыль вновь вкладывается в дело. В конечном итоге она распределяется в виде благ целевой группе потребителей – например, в форме низких цен, более качественного обслуживания или большей доступности.
Социальному бизнесу необходим доход по двум причинам. Во-первых, чтобы вернуть инвесторам вложенные деньги, а во-вторых, чтобы ставить цели на отдаленные перспективы и реализовывать их.
Зачем инвесторам вкладывать деньги в социальный бизнес?
Ежегодно во многих странах люди миллиарды долларов направляют на благотворительность, что говорит о потребности у них жертвовать деньги на благо другим.
Люди, стремящиеся инвестировать в социальный бизнес ради того же личного удовлетворения, получают более значительные результаты, поскольку созданная ими компания будет продолжать производить необходимые социальные блага для все большего числа людей, не останавливая и не прерывая своей деятельности.
Однако инвестирование в социальный бизнес имеет несколько принципиальных отличий от филантропии:
1. социальный бизнес является самоокупаемым. Не нужно ежегодно вкладывать в него все новые средства. Данный вид бизнеса самостоятельно движущийся, самостоятельно воспроизводящийся и самостоятельно расширяющийся. Созданный однажды, он будет свободно развиваться. Тем самым производится больше социальных благ за те же деньги.
2. инвесторы, вкладывающие средства в социальный бизнес, возвращают себе свои деньги. Они могут реинвестировать их в тот же или другой социальный бизнес. Тем самым за те же деньги общество и население получают еще больше благ.
Инвестор не только получает обратно вложенные деньги, но и остается владельцем компании и определяет будущее направление ее деятельности. Это любопытная и многообещающая перспектива.
В рамках проекта «Разработка обучающей программы новым подходам в социальном проектировании, government relations, фандрайзинге, социальных коммуникациях, образовательные курсы, по регионам страны с финалом в городе Астане и проведением конференции лидеров молодежных НПО»
Проект реализуется в рамках Года молодежи, по государственному гранту НАО «Центр поддержки гражданских инициатив (CISC) при поддержке Министерства информации и общественного развития РК.
Следите за новостями на наших страницах в социальных сетях и на нашем сайте www.zubr-consulting.kz
43