г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости Оценка вклада НКО: как за рубежом?

Оценка вклада НКО: как за рубежом?

Понятие «некоммерческая организация» (НКО) сегодня хорошо знакомо многим, но не все его одинаково понимают. Вместе с тем государственная политика в развитых странах обязательно строится с учетом экономического и политического потенциала некоммерческих организаций. На сегодняшний день некоммерческий сектор является серьезным «игроком» в мировой экономике. Это обусловлено теми реальными достижениями в экономике и социальной сфере, которые демонстрируют НКО. По данным The Johns Hopkins Comparative Nonprofit Sector Project[1] совокупный некоммерческий сектор – седьмая крупнейшая экономика в мире, идущая сразу за Великобританией и Францией и опережающая Италию, Бразилию, Россию, Испанию и Канаду; некоммерческий сектор – один из крупнейших работодателей, а также действенныймеханизм мобилизации общественных ресурсов.

Давайте разберемся, что вкладывается в понятие «некоммерческий сектор» и как оценивается его вклад в развитие страны?

Во-первых, важно отметить, что в законодательстве многих стран не существует специального юридически определенного понятия «неправительственная некоммерческая организация». Особенно это характерно для стран прецедентного права (США, Великобритания). В то же время многие страны континентального (кодифицированного) права также не имеют общего законодательного определения негосударственной некоммерческой организации (например, Швеция). Вместо этого употребляются более конкретные определения «некоммерческая ассоциация», «фонд», «добровольческая организация», «благотворительная организация» и т.п.[2]

В Казахстане такой термин закреплен законодательно – «некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками»[3]. Более того, в нашей стране используется и термин «неправительственные организации» (НПО) – «некоммерческая организация (за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений), созданная гражданами и (или) негосударственными юридическими лицами на добровольной основе для достижения ими общих целей в соответствии с законодательством Республики Казахстан»[4]. К примеру, государственные школы, больницы, библиотеки, нотариальные палаты, коллегии адвокатов у нас являются некоммерческими организациями, но они не относятся к НПО

Почему так важно разобраться в понятиях? От этого напрямую зависит, что считаем и как считаем. Говоря о вкладе в развитие страны, мы «заходим» на территорию статистики и экономики, где все должно быть четко классифицировано и посчитано.

Специалисты СКФ «ЗУБР» в ходе анализа пришли к выводу, что связующей «ниточкой» в данном случае может и должна стать Система Национальных Счетов (СНС)[5], которая на сегодняшний день используется более чем в 150 странах мира, в том числе и в Казахстане. К сожалению, определение «некоммерческих организаций» в СНС не решает проблему «размытости» понятия НКО, требует тщательного анализа и наложения на казахстанскую практику работы некоммерческих (неправительственных) организаций.

Данные вопросы будут обсуждаться на следующем этапе проекта в рамках фокус-групп и экспертных интервью, в том числе с учетом Международной классификации некоммерческих организаций (МКНКО). В конечном итоге, в проекте Методики оценки вклада НКО будет дан список организационно-правовых форм, которые, в соответствии с законодательством Казахстана, должны быть охвачены при подсчете вклада Третьего сектора, в том числе и в ВВП страны.

Во-вторых, несмотря на полувековую историю активного развития некоммерческого сектора, страны до сих не договорились не только о едином понимании этого термина, но и о методах оценки его вклада в социально-экономическое развитие стран. В мире существует несколько десятков подходов к оценке тех или иных аспектов развития Третьего (гражданского, общественного) сектора. Но до сих пор у Третьего сектора не сложилось «экономического лица», как отметил Лестер М.Саламон[6], руководитель Центра исследований гражданского общества Университета Джонса Хопкинса (США). В большинстве стран мира существует проблема «экономической невидимости Третьего сектора».

Впервые системно к вопросу оценки вклада НКО подошли в 90-х годах прошлого века эксперты Университета Джона Хопкинса (США, Балтимор), инициировав проект «The Comparative Nonprofit Sector Project». На сегодняшний день в проекте участвует более 45 стран, из них 29 стран, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР включает 35 стран). Казахстан не принимает участие в данном сравнительном исследовании.

Поскольку, как мы отметили выше, «связующей нитью» для большинства стран, в т.ч. и стран ОЭСР, в плане оценки развития страны, в целом, сравнения по отдельным показателям, формирования рейтингов и т.д. является Система Национальных счетов, и оценка вклада НКО должна быть основана на этой методологии.

В начале 2000-х Отделом экономической статистики Статистического отдела Организации Объединенных Наций (СОООН) в тесном сотрудничестве с Центром исследований гражданского общества Университета Джона Хопкинса было разработано Руководство ООН по некоммерческим организациям в Системе национальных счетов. В нем подробно раскрывается, каким образом создается вспомогательный (сателлитный) счет по НКО, который дает полную картину экономического веса некоммерческих организаций.

На сегодняшний день только 33 страны в мире ведут сателлитный счет по НКО в общей Системе национальных счетов, в том числе 19 стран ОЭСР. Из наших «соседей» Кыргызстан в 2006 году реализовал пилотный проект по внедрению данного счета. Казахстан еще не начинал работу в данном направлении, но опыт внедрения сателлитных счетов у нас уже есть (счет туризма, эколого-экономического учета, здравоохранения).

Именно внедрение вспомогательного счета в СНС позволит, на наш взгляд, встроить задачи оценки и учета вклада НКО в общую систему статистического учета и оценки социально-экономических показателей, и регулярно получать достоверную информацию по ряду экономических показателей деятельности НКО, включая долю в ВВП.

Попроекту«Разработка методологии по учету вклада НКО в социально-экономическое развитие на основе международного опыта стран ОЭСР» в рамках гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества РК, специалисты СКФ «ЗУБР» совместно с экспертной группой, продолжат работу по данному направлениюсо специалистами профильных ведомств, в т.ч., экономики, статистики, по вопросам выбора приемлемого для нашей страны подхода к оценке вклада НКО.



[1] Lester M. Salamon, Wojciech Sokolowski, Regina List. Global Civil Society: An Overview. — The Johns Hopkins Comparative Nonprofit Sector Project, 2003

[2]Косарева Н.Б. Некоммерческий сектор: международный опыт, Институт экономики города, http://www.urbaneconomics.ru/node/4594#_ftn1

[3]Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II О некоммерческих организациях (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.02.2017 г.)

[4]Закон Республики Казахстан О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.04.2017 г.)

[5]Система национальных счетов 2008 — это концептуальная основа, содержащая систему всеохватывающих, взаимосогласованных и гибких  макроэкономических счетов, предназначенных для разработки экономической политики, анализа и научных исследований. Была разработана и опубликована под эгидой Организации Объединенных Наций, Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда и Группы  Всемирного банка

[6]Лестер М. Саламон, руководитель Центра исследований гражданского общества Университета Джонса Хопкинса (США). Выступление в рамках семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета — Высшей школы экономики, https://www.hse.ru/news/science/126676910.html

63

Related Post

Пособие по уходу за ребенком по достижении им полутора летПособие по уходу за ребенком по достижении им полутора лет

Ежемесячное государственное пособие по уходу за ребенком по достижении им полутора лет   Право на пособие имеют лица, осуществляющие уход за ребенком и не являющиеся участниками системы обязательного социального страхования

Общественный мониторинг качества государственных услугОбщественный мониторинг качества государственных услуг

Довольны ли Вы качеством оказания государственных услуг? Какие чувства вызывает у Вас мысль о походе в ЦОН или Государственное учреждение? Насколько доступна государственная услуга населению? Достаточно ли нам информации, чтобы

Гражданским инициативам быть!Гражданским инициативам быть!

В период с 16 по 27 июня на территории Восточного Казахстана специалисты Социального корпоративного фонда «ЗУБР» проводили Школу.  Школу, где обучали навыкам гражданских специалистов.  Школу, где каждый, кто считает себя