Понятие «некоммерческая организация» (НКО) сегодня хорошо знакомо многим, но не все его одинаково понимают. Вместе с тем государственная политика в развитых странах обязательно строится с учетом экономического и политического потенциала некоммерческих организаций. На сегодняшний день некоммерческий сектор является серьезным «игроком» в мировой экономике. Это обусловлено теми реальными достижениями в экономике и социальной сфере, которые демонстрируют НКО. По данным The Johns Hopkins Comparative Nonprofit Sector Project[1] совокупный некоммерческий сектор – седьмая крупнейшая экономика в мире, идущая сразу за Великобританией и Францией и опережающая Италию, Бразилию, Россию, Испанию и Канаду; некоммерческий сектор – один из крупнейших работодателей, а также действенныймеханизм мобилизации общественных ресурсов.
Давайте разберемся, что вкладывается в понятие «некоммерческий сектор» и как оценивается его вклад в развитие страны?
Во-первых, важно отметить, что в законодательстве многих стран не существует специального юридически определенного понятия «неправительственная некоммерческая организация». Особенно это характерно для стран прецедентного права (США, Великобритания). В то же время многие страны континентального (кодифицированного) права также не имеют общего законодательного определения негосударственной некоммерческой организации (например, Швеция). Вместо этого употребляются более конкретные определения «некоммерческая ассоциация», «фонд», «добровольческая организация», «благотворительная организация» и т.п.[2]
В Казахстане такой термин закреплен законодательно – «некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками»[3]. Более того, в нашей стране используется и термин «неправительственные организации» (НПО) – «некоммерческая организация (за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений), созданная гражданами и (или) негосударственными юридическими лицами на добровольной основе для достижения ими общих целей в соответствии с законодательством Республики Казахстан»[4]. К примеру, государственные школы, больницы, библиотеки, нотариальные палаты, коллегии адвокатов у нас являются некоммерческими организациями, но они не относятся к НПО
Почему так важно разобраться в понятиях? От этого напрямую зависит, что считаем и как считаем. Говоря о вкладе в развитие страны, мы «заходим» на территорию статистики и экономики, где все должно быть четко классифицировано и посчитано.
Специалисты СКФ «ЗУБР» в ходе анализа пришли к выводу, что связующей «ниточкой» в данном случае может и должна стать Система Национальных Счетов (СНС)[5], которая на сегодняшний день используется более чем в 150 странах мира, в том числе и в Казахстане. К сожалению, определение «некоммерческих организаций» в СНС не решает проблему «размытости» понятия НКО, требует тщательного анализа и наложения на казахстанскую практику работы некоммерческих (неправительственных) организаций.
Данные вопросы будут обсуждаться на следующем этапе проекта в рамках фокус-групп и экспертных интервью, в том числе с учетом Международной классификации некоммерческих организаций (МКНКО). В конечном итоге, в проекте Методики оценки вклада НКО будет дан список организационно-правовых форм, которые, в соответствии с законодательством Казахстана, должны быть охвачены при подсчете вклада Третьего сектора, в том числе и в ВВП страны.
Во-вторых, несмотря на полувековую историю активного развития некоммерческого сектора, страны до сих не договорились не только о едином понимании этого термина, но и о методах оценки его вклада в социально-экономическое развитие стран. В мире существует несколько десятков подходов к оценке тех или иных аспектов развития Третьего (гражданского, общественного) сектора. Но до сих пор у Третьего сектора не сложилось «экономического лица», как отметил Лестер М.Саламон[6], руководитель Центра исследований гражданского общества Университета Джонса Хопкинса (США). В большинстве стран мира существует проблема «экономической невидимости Третьего сектора».
Впервые системно к вопросу оценки вклада НКО подошли в 90-х годах прошлого века эксперты Университета Джона Хопкинса (США, Балтимор), инициировав проект «The Comparative Nonprofit Sector Project». На сегодняшний день в проекте участвует более 45 стран, из них 29 стран, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР включает 35 стран). Казахстан не принимает участие в данном сравнительном исследовании.
Поскольку, как мы отметили выше, «связующей нитью» для большинства стран, в т.ч. и стран ОЭСР, в плане оценки развития страны, в целом, сравнения по отдельным показателям, формирования рейтингов и т.д. является Система Национальных счетов, и оценка вклада НКО должна быть основана на этой методологии.
В начале 2000-х Отделом экономической статистики Статистического отдела Организации Объединенных Наций (СОООН) в тесном сотрудничестве с Центром исследований гражданского общества Университета Джона Хопкинса было разработано Руководство ООН по некоммерческим организациям в Системе национальных счетов. В нем подробно раскрывается, каким образом создается вспомогательный (сателлитный) счет по НКО, который дает полную картину экономического веса некоммерческих организаций.
На сегодняшний день только 33 страны в мире ведут сателлитный счет по НКО в общей Системе национальных счетов, в том числе 19 стран ОЭСР. Из наших «соседей» Кыргызстан в 2006 году реализовал пилотный проект по внедрению данного счета. Казахстан еще не начинал работу в данном направлении, но опыт внедрения сателлитных счетов у нас уже есть (счет туризма, эколого-экономического учета, здравоохранения).
Именно внедрение вспомогательного счета в СНС позволит, на наш взгляд, встроить задачи оценки и учета вклада НКО в общую систему статистического учета и оценки социально-экономических показателей, и регулярно получать достоверную информацию по ряду экономических показателей деятельности НКО, включая долю в ВВП.
Попроекту«Разработка методологии по учету вклада НКО в социально-экономическое развитие на основе международного опыта стран ОЭСР» в рамках гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества РК, специалисты СКФ «ЗУБР» совместно с экспертной группой, продолжат работу по данному направлениюсо специалистами профильных ведомств, в т.ч., экономики, статистики, по вопросам выбора приемлемого для нашей страны подхода к оценке вклада НКО.
[1] Lester M. Salamon, Wojciech Sokolowski, Regina List. Global Civil Society: An Overview. — The Johns Hopkins Comparative Nonprofit Sector Project, 2003
[2]Косарева Н.Б. Некоммерческий сектор: международный опыт, Институт экономики города, http://www.urbaneconomics.ru/node/4594#_ftn1
[3]Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II О некоммерческих организациях (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.02.2017 г.)
[4]Закон Республики Казахстан О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.04.2017 г.)
[5]Система национальных счетов 2008 — это концептуальная основа, содержащая систему всеохватывающих, взаимосогласованных и гибких макроэкономических счетов, предназначенных для разработки экономической политики, анализа и научных исследований. Была разработана и опубликована под эгидой Организации Объединенных Наций, Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка
[6]Лестер М. Саламон, руководитель Центра исследований гражданского общества Университета Джонса Хопкинса (США). Выступление в рамках семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета — Высшей школы экономики, https://www.hse.ru/news/science/126676910.html