Сегодня в Казахстане, как и в других странах, используются 2 важных в отношении гражданского общества понятия: 

«некоммерческие организации» (НКО) – юридические лица, не имеющие в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющие полученный чистый доход между участниками, согласно казахстанского законодательства, 

и «неправительственные организации» (НПО)– некоммерческие организации (за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений), созданные гражданами и (или) негосударственными юридическими лицами на добровольной основе для достижения ими общих целей в соответствии с законодательством РК (определяемые так в правовом поле Казахстана)

К примеру, государственные школы, больницы, библиотеки, нотариальные палаты, коллегии адвокатов являются некоммерческими организациями, но не относятся к НПО.

Немного статистики…

В Казахстане зарегистрировано 437 654 юридических лица. К сожалению, данных по количеству некоммерческих организаций (НКО) из них в открытом доступе нет (будем делать официальные запросы). А вот НПО (по данным МЮ РК, указанным на infonpo.kz) – 22 398, что составляет 5% от общего числа юридических лиц в стране. В то же время лишь 64% НПО по данным КГД МФ РК являются действующими, а в Базе данных НПО (МИОР РК) зарегистрировано 20,6% организаций. Вместе с тем, остается открытым вопрос – из чего сложилась эта цифра – 22 398 НПО?

Это первый вопрос«кого и как считать?», для четкого ответа на который, как показывает анализ, потребуются изменения в законодательстве.

Предлагаемая Методика охватывает только организационно-правовые формы (ОПФ) НКО, относящиеся к неправительственным организациям. Однако, поскольку перечень данных ОПФ, как относящихся именно к НПО, прямо не закреплен в законодательстве и на сегодняшний день определяется опосредованно, в тексте Методики приведен перечень ОПФ НПО, предлагаемый для законодательного закрепления в соответствующих нормативных правовых актах.

А второй вопрос – «зачем вообще считать и что именно?»

Причина первая (для самих НПО).

Чтобы оценить уровень влияния НПО на социально-экономическое развитие как отдельного региона, так и страны в целом. Понимать какие ресурсы НПО привлекают на территорию, быть убедительными и надежными партнерами в реализации социальных инноваций.

Причина вторая (для государственных органов).

Чтобы оценить эффективность вкладываемых государством инвестиций в виде государственного социального заказа, грантов и премий. Понимать и обоснованно принимать стратегические решения для повышения уровня жизни каждого казахстанца, в том числе через взаимодействие с НПО.

Несмотря на существование Системы национальных счетов и статистического учета в Казахстане на сегодняшний день отсутствуют специализированные статистические показатели, государственными органами не формируются метаданные, позволяющие отслеживать динамику развития некоммерческих организаций, в целом, и неправительственных организаций, в частности.

 

Причина третья (для населения).

Чтобы знать, в какие НПО обратиться и пользоваться услугами НПО при реализации различных потребностей: от базовых жизненных на получение «крыши над головой», обеспечения безопасности до необходимости быть полезным, участвовать в принятии решении, саморазвитии и т.д.  А также расширения представления о деятельности НПО.

Следует отметить, что население Казахстана очень поверхностно знает о деятельности НПО. Вопрос конкретного вклада в развитие страны также остается для большинства неясным, каждый 5-опрошенный затруднился с ответом, а 16% высказали мнение о том, что НПО не вносят никакого вклада (по результатам опроса СКФ «ЗУБР»).

Сторонников и противников поиска ответов на эти вопросы и внедрения Методики оценки вклада НПО в СЭР достаточно. К кому относите себя Вы?

С проектом Методики можно ознакомиться в приложении к данному посту, апо всем интересующим вопросам обратиться в офис СКФ «ЗУБР» 8 7232 51-33-88, +7 705 620 75 86 (Евгения Шрейбер, координатор проекта) или на e-mail: zubr-kz@mail.ru.

#ЗУБР_ЦПГИ_Вклад_НКО #CISC #CISCKZ.