г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости Международные примеры формализации процессов взаимодействия между государством и НПО

Международные примеры формализации процессов взаимодействия между государством и НПО

В мире становится все более ощутимым официальное признание роли гражданского общества в развитии демократии. Подтверждает это тот факт, что правительства многих стран приняли соответствующие официальные документы.

Как правило, такие документы определяют политику сотрудничества, провозглашают принципы сотрудничества между государством и НПО, а также базовую структуру будущего партнерства. В этих документах излагаются общие намерения сторон и конкретные шаги со стороны государства и общественных организаций по реализации принципов сотрудничества в виде практических механизмов.

Подобные официальные документы обычно являются результатом совместных усилий и переговоров обеих сторон. Они могут быть различны по форме: от двухсторонних официальных соглашений (например, между государством и гражданским обществом, как в Великобритании), до соглашений «де-факто», принимаемых в виде государственных программ правительством (Хорватская программа сотрудничества) или парламентом (Концепция развития гражданского общества Эстонии) либо односторонних заявлений с выражением обязательств стороны (Государственная стратегия Венгрии в отношении гражданского общества).

При этом стороны осознают и признают тот факт, что недостаточно лишь составить политический документ о сотрудничестве — само по себе это нельзя считать «успешным завершением». Так. Например, в п. 15 английского соглашения его называют «исходной точкой, а не завершением». Договор также называют «процессом, а не бумагой», подчеркивая тот факт, что обе стороны все равно выиграют от процесса переговоров, даже если он не приведет к принятию согласованного текста. Хорошие взаимоотношения формируются в процессе частых контактов, конструктивных дискуссий, активного взаимодействия, а также путем уступок, компромиссов и готовности понять друг друга.

Документ может иметь или не иметь юридическую силу, которая делает его обязательным для исполнения. Соглашение между правительством и общественным сектором Уэльса оформляет обязательства правительства и является юридическим документом, в то время как английское соглашение представляет собой лишь «меморандум». Эстонская концепция развития гражданского общества была принята парламентом и отражает ценности, принципы и процедуры, призванные активизировать участие граждан в жизни государства. В хорватской программе прямо говорится, что она не является юридически обязательным документом, но представляет собой основу для будущего сотрудничества.

«Белая книга по вопросам государственного управления в Европе» — политический документ, в котором провозглашаются основные принципы и будущие меры, основанные на этих принципах. Однако государство берет на себя обязательство принять ряд конкретных мер по улучшению и разъяснению европейского законодательства, опубликовать рекомендации, разработать стандарты и критерии, организовать общественные дебаты и разработать этический кодекс по проведению диалога и консультаций, что будет способствовать большей открытости организаций гражданского общества.

Датская Хартия взаимодействия Сети добровольцев и общественных организаций Дании с государственным сектором делает упор на важную роль партнерства между двумя секторами для «развития Дании как демократии и как социального государства». Хартия призвана служить «исходной точкой непрерывного диалога о ценностях, параметрах и конкретных возможностях взаимодействия» и основана на признании общественного сектора, его роли и функций, а также его независимости. Документ предусматривает принятие дальнейших мер по содействию деятельности общественных организаций, включая разработку соответствующего законодательства, которое обеспечило бы непрерывную поддержку деятельности НПО, не лишая их независимости, и предоставило бы ресурсы «на продвижение и осуществление совместных инициатив».

Таким образом в мире сегодня существует два основных подхода к формированию содержания документа о политике в области сотрудничества: либо наметить общую основу будущего сотрудничества, а детали выработать в процессе его реализации (как в Великобритании и Дании), либо принять текст, в котором подробно расписаны различные аспекты будущего сотрудничества и его реализации (как Эстонская концепция развития гражданского общества).

В большинстве случаев процесс реализации таких документов показал, что к участию в нем следует привлекать все стороны — все задействованные государственные структуры, широкий круг организаций гражданского общества и общественность в целом; обеспечить участие экспертов на этапах составления и обсуждения документа; уделить внимание контролю, мониторингу и отчетности о ходе и результатах выполнения обязательств; включить в политический документ план или общую схему будущих действий с указанием ответственных; повышать осведомленность о политическом документе и процессе его реализации.

Но как показывает опыт, успех реализации политики не зависит от того, какой подход избран. Скорее он зависит от доброй воли обеих сторон, от законодательных и политических механизмов, обеспечивающих выполнение договорных обязательств и политических заявлений, а также от фактических взаимоотношений между государством и неправительственным сектором. Поскольку цель состоит в том, чтобы заложить основу для будущего партнерства, в таком документе нужно попытаться осветить — в общих чертах или подробно — все основные элементы взаимоотношений.

41

Related Post

Вклад НКО в СЭР: эксперты объединяют усилияВклад НКО в СЭР: эксперты объединяют усилия

Продолжается реализация проекта «Разработка методологии по учету вклада НКО в социально-экономическое развитие (СЭР) на основе международного опыта стран ОЭСР» (СКФ «ЗУБР» при поддержке НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» и Министерства

Приглашаем к участию на Семинар-тренинг «Школа гражданских инициатив: разное происхождение — равные возможности»Приглашаем к участию на Семинар-тренинг «Школа гражданских инициатив: разное происхождение — равные возможности»

26-27 июня в г.Усть-Каменогорск пройдет второй кустовой семинар-тренинг «Школа гражданских инициатив: разное происхождение – равные возможности» (для г.Усть-Каменогорск, г.Риддер, Зыряновского, Зайсанского, Катон-Карагайского, Курчумского, Уланского, Урджарского, Глубоковского, Кокпектинского районов). В ходе

Проблемы взаимодействия государства и НПОПроблемы взаимодействия государства и НПО

Проблемы, с которыми сегодня сталкиваются и Уполномоченные должностные лица государственных органов по взаимодействию с институтами гражданского общества, и НПО при выстраивании взаимодействия: Недостаточный уровень информированностисторон о существовании, задачах и результатах