г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости Международные примеры формализации процессов взаимодействия между государством и НПО

Международные примеры формализации процессов взаимодействия между государством и НПО

В мире становится все более ощутимым официальное признание роли гражданского общества в развитии демократии. Подтверждает это тот факт, что правительства многих стран приняли соответствующие официальные документы.

Как правило, такие документы определяют политику сотрудничества, провозглашают принципы сотрудничества между государством и НПО, а также базовую структуру будущего партнерства. В этих документах излагаются общие намерения сторон и конкретные шаги со стороны государства и общественных организаций по реализации принципов сотрудничества в виде практических механизмов.

Подобные официальные документы обычно являются результатом совместных усилий и переговоров обеих сторон. Они могут быть различны по форме: от двухсторонних официальных соглашений (например, между государством и гражданским обществом, как в Великобритании), до соглашений «де-факто», принимаемых в виде государственных программ правительством (Хорватская программа сотрудничества) или парламентом (Концепция развития гражданского общества Эстонии) либо односторонних заявлений с выражением обязательств стороны (Государственная стратегия Венгрии в отношении гражданского общества).

При этом стороны осознают и признают тот факт, что недостаточно лишь составить политический документ о сотрудничестве — само по себе это нельзя считать «успешным завершением». Так. Например, в п. 15 английского соглашения его называют «исходной точкой, а не завершением». Договор также называют «процессом, а не бумагой», подчеркивая тот факт, что обе стороны все равно выиграют от процесса переговоров, даже если он не приведет к принятию согласованного текста. Хорошие взаимоотношения формируются в процессе частых контактов, конструктивных дискуссий, активного взаимодействия, а также путем уступок, компромиссов и готовности понять друг друга.

Документ может иметь или не иметь юридическую силу, которая делает его обязательным для исполнения. Соглашение между правительством и общественным сектором Уэльса оформляет обязательства правительства и является юридическим документом, в то время как английское соглашение представляет собой лишь «меморандум». Эстонская концепция развития гражданского общества была принята парламентом и отражает ценности, принципы и процедуры, призванные активизировать участие граждан в жизни государства. В хорватской программе прямо говорится, что она не является юридически обязательным документом, но представляет собой основу для будущего сотрудничества.

«Белая книга по вопросам государственного управления в Европе» — политический документ, в котором провозглашаются основные принципы и будущие меры, основанные на этих принципах. Однако государство берет на себя обязательство принять ряд конкретных мер по улучшению и разъяснению европейского законодательства, опубликовать рекомендации, разработать стандарты и критерии, организовать общественные дебаты и разработать этический кодекс по проведению диалога и консультаций, что будет способствовать большей открытости организаций гражданского общества.

Датская Хартия взаимодействия Сети добровольцев и общественных организаций Дании с государственным сектором делает упор на важную роль партнерства между двумя секторами для «развития Дании как демократии и как социального государства». Хартия призвана служить «исходной точкой непрерывного диалога о ценностях, параметрах и конкретных возможностях взаимодействия» и основана на признании общественного сектора, его роли и функций, а также его независимости. Документ предусматривает принятие дальнейших мер по содействию деятельности общественных организаций, включая разработку соответствующего законодательства, которое обеспечило бы непрерывную поддержку деятельности НПО, не лишая их независимости, и предоставило бы ресурсы «на продвижение и осуществление совместных инициатив».

Таким образом в мире сегодня существует два основных подхода к формированию содержания документа о политике в области сотрудничества: либо наметить общую основу будущего сотрудничества, а детали выработать в процессе его реализации (как в Великобритании и Дании), либо принять текст, в котором подробно расписаны различные аспекты будущего сотрудничества и его реализации (как Эстонская концепция развития гражданского общества).

В большинстве случаев процесс реализации таких документов показал, что к участию в нем следует привлекать все стороны — все задействованные государственные структуры, широкий круг организаций гражданского общества и общественность в целом; обеспечить участие экспертов на этапах составления и обсуждения документа; уделить внимание контролю, мониторингу и отчетности о ходе и результатах выполнения обязательств; включить в политический документ план или общую схему будущих действий с указанием ответственных; повышать осведомленность о политическом документе и процессе его реализации.

Но как показывает опыт, успех реализации политики не зависит от того, какой подход избран. Скорее он зависит от доброй воли обеих сторон, от законодательных и политических механизмов, обеспечивающих выполнение договорных обязательств и политических заявлений, а также от фактических взаимоотношений между государством и неправительственным сектором. Поскольку цель состоит в том, чтобы заложить основу для будущего партнерства, в таком документе нужно попытаться осветить — в общих чертах или подробно — все основные элементы взаимоотношений.

65

Related Post

Рухани Жаңғыру: «что в имени тебе моем…?»Рухани Жаңғыру: «что в имени тебе моем…?»

Размер и ритм образа жизни народа, мелодика звуков его языка, рождённые им песни и мелодии, создавая истинное звучание нации, естественным образом вливаются в общую музыку мира. Марсель Галиев «Симфония Духа»

Возможные положительные последствия введения ОПВР по мнению работниковВозможные положительные последствия введения ОПВР по мнению работников

Уважаемые коллеги, партнеры, друзья! Мы продолжаем реализацию проекта «Диалог между гражданским обществом и правительством — путь к высокому качеству жизни» при финансовой поддержке Европейского Союза. И сегодня мы хотим поделиться

Государственное социальное пособие по случаю потери кормильцаГосударственное социальное пособие по случаю потери кормильца

Сегодня хотим представить Вам Государственное социальное пособие по случаю потери кормильца из серии инфографик «Социальные пособия и выплаты», которые доступны для расчета в нашем Социальном калькуляторе calc.zubr-consulting.kz А также, ссылка