г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости Ретроспективный анализ развития взаимодействия между государством и неправительственными организациями в Казахстане

Ретроспективный анализ развития взаимодействия между государством и неправительственными организациями в Казахстане

В целом нормативно правовые основы, закрепляющие необходимость взаимодействия государства и НПО, были заложены еще в 1996 году с принятием Закона РК «Об общественных объединениях».

Данный документ не только определил само понятие «общественные объединения», но и закрепил их право «сотрудничать и взаимодействовать с государственными органами, заключая с ними соглашения», и «по договорам с государственными органами выполнять для них определенные работы, предусмотренные законодательством».

В начале 2001 года был принят Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях», который также указывал на то, что «государство поощряет формирование и активную деятельность некоммерческих организаций» и определял курс на взаимовыгодное сотрудничество – «некоммерческие организации в соответствии с целями своей деятельности могут сотрудничать с государственными органами, заключая с ними соглашения, и выполнять для них определенные работы».

В первой половине 2000-х годов вопрос создания механизма взаимодействия государства с НПО начинает активно обсуждаться.

С целью повышения роли НПО в принятии государственных решений и влияния на общественное мнение в 2002 году была разработана «Концепция государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан». Данная концепция была призвана решить проблему неравномерности развития НПО в регионах (активизация третьего сектора традиционно прослеживалась в крупных областных центрах, Алматы и Астане), а также обозначить принципы и формы господдержки НПО.

В октябре 2003 года в Астане участники Гражданского форума выступили за формирование новой модели отношений между государством и НПО, предполагающей развитие механизмов прямой и обратной связи между государством и гражданским обществом. Четыре Гражданских Форума, прошедшие с 2003 по 2009 годы, стали платформой партнерского диалога для обсуждения и дальнейшей разработки эффективных механизмов и моделей социального партнерства на национальном и региональном уровнях.

Одновременно с этим начинается совершенствование законодательной базы деятельности НПО. Конституционные положения (Статья 5), фиксирующие недопустимость незаконного вмешательства государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства; возложения на общественные объединения функций государственных органов (21 мая 2007 года данный пункт исключен); а также запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, дополнились пакетом законодательных норм.

В апреле 2005 года был принят Закон «О государственном социальном заказе», который вывел взаимодействие государства и третьего сектора на новый уровень, определив сферы взаимодействия (реализации госоцзаказа), роли участников и принципы правового регулирования процесса реализации госсоцзаказа. За прошедшие годы законодательство в сфере государственного социального заказа претерпело множество изменений: совершенствовалось, уточнялось и дополнялось.

На сегодняшний день помимо государственного социального заказа инструментами финансовой поддержки институтов гражданского общества также являются государственные премии и грантовое финансирование.

Также в 2005 году в целях дальнейшего развития неправительственного сектора, его конструктивного взаимодействия с государственными органами был создан Координационный совет по взаимодействию с неправительственными организациями при Правительстве Республики Казахстан (Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2005). Его основной задачей стала выработка предложений по: совершенствованию системы взаимодействия и сотрудничества государственных органов и неправительственных организаций, привлечению неправительственных организаций к формированию и осуществлению социальной политики государства, созданию условий для роста гражданской инициативы, совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам деятельности неправительственных организаций.

Становление гражданского общества в стране было отражено и в Концепции развития гражданского общества в РК на 2006-2011 годы. Она стала основой для совершенствования, дальнейшей разработки и принятия законодательных и иных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для развития институтов гражданского общества.

Закон РК «Об общественных советах» действует в стране начиная с конца 2015 года. Он определил правовой статус, порядок формирования и организацию деятельности общественных советов, направленной на реализацию государственной политики по формированию подотчетного перед населением государства, обеспечение широкого участия некоммерческих организаций, граждан в принятии решений государственными органами всех уровней.

Важным этапом развития взаимодействия стала и реализация принятого в конце 2015 года Национального плана по развитию взаимодействия неправительственных организаций и государства в Республике Казахстан на 2016 — 2020 годы.

Нацплан предполагал реализацию множества мероприятий, направленных на:

  1. Развитие системы общественного мониторинга и контроля
  2. Участие неправительственных организаций в развитии местного самоуправления
  3. Расширение отраслевого сотрудничества государства и неправительственных организаций
  4. Расширение роли неправительственных организаций в развитии культуры благотворительности и социальной ответственности
  5. Развитие взаимодействия с международными неправительственными организациями
  6. Модернизацию общественного сознания: взаимодействие государства и неправительственных организаций

На сегодняшний день указом Президента утвержден и действует новый стратегический документ, определяющий основные направления развития гражданского сектора в долгосрочной перспективе – Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2020-2030 гг. Документ определяет основные задачи и приоритеты в сфере взаимодействия гражданского общества и органов власти. В Концепции предусмотрены новые подходы по трансформации деятельности гражданского сектора. Реализация комплекса мер, заложенных в Концепции, определена до 2030 года. Концепция будет реализована в двух этапах: первый этап с 2020-2025 годы и второй этап с 2026-2030 годы. В Концепции развития гражданского общества состоит из 6 разделов, выделены 5 ключевых направлений.

  1. создание благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов, в том числе в общественно-политической сфере;
  2. поддержка и развитие гражданской активности;
  3. повышение уровня участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия решений и управлении государственными делами;
  4. укрепление потенциала институтов гражданского общества;
  5. вовлечение гражданского общества в имплементацию целей устойчивого развития ООН в Казахстане (https://e-history.kz/ru/news/show/33073/).

За последние 30 лет выросла и сеть неправительственных организаций от 100 НПО до 22 тысяч. В стране появились новые и достаточно сильные инициативы НПО, большинство из которых функционируют успешно, реализуя широкий спектр услуг для общества. В практическом плане институты гражданского общества с каждым годом находят свое применение в политических, социальных, экономических, культурно-гуманитарных сферах жизни государства и общества.

Таким образом на сегодняшний день в Казахстане созданы и продолжают совершенствоваться правовые основы для деятельности организаций гражданского общества. Принимаемые документы позволяют реализовывать лучшие практики и внедрять традиции, которые поддерживаются обоими сторонами взаимодействия.

 

Related Post

Государственный социальный заказ на специальные социальные услугиГосударственный социальный заказ на специальные социальные услуги

На сегодняшний день проектной командой инициирована эдвокаси кампания по внесению изменений в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих систему государственного социального заказа и государственных грантов. Уже разработано более 100 поправок по 4-м

Ұлтаралық келісім мен қазақстандық сәйкестік туралы. Әдістемелік орталық өз жұмысын бастайдыҰлтаралық келісім мен қазақстандық сәйкестік туралы. Әдістемелік орталық өз жұмысын бастайды

«ЗУБР» әлеуметтік корпоративтік қоры негізінде ағымдағы жыл бойы қазақстандық сәйкестік пен  ұлтаралық келісімді нығайту және қалыптастыруға бағытталған ақпараттық-оқыту кампаниясын қарастыратын Әдістемелік орталық әрекет ететін болады (жоба «ШҚО ішкі саясат басқармасы»

АНОНСАНОНС

     Социальный корпоративный фонд «ЗУБР» приступил к реализации проекта «Комплекс мероприятий по анализу и практическому апробированию механизмов трехстороннего сотрудничества Государство-НПО-Бизнес»  в рамках государственного социального заказа ГУ «Управление внутренней политики