Развитие социального предпринимательства в Казахстане, в чем основные трудности?
Рубрики:
Во всем мире одной из наиболее эффективных форм решения социальных проблем, помимо государственной поддержки, является организация социальных предприятий. Такая форма поддержки, предполагает не просто оказание помощи через проведение благотворительных акций, а организацию полезного для общества дела на взаимовыгодных условиях. То есть представители социальных групп выступают не только потребителями благ, но и их создателями. Как правило, такая форма ведения бизнеса предполагает некоторые преференции со стороны государства.
В законодательстве РК на сегодняшний день нет однозначно закрепленных определений таких понятий, как «социальное предприятие» и «социальное предпринимательство». Как следствие, государством не предоставляется абсолютно выгодных условий, которые бы однозначно играли в пользу выбора такой формы ведения бизнеса. С юридической точки зрения социальное предприятие может быть создано как в форме неправительственной организации, так и в форме коммерческого предприятия.
Но как показывает практика, на сегодняшний день в Казахстане все же существуют примеры успешного функционирования соцпредприятий, хотя конечно их не так много, как хотелось бы. Как правило, такого рода предприятия создаются в форме неправительственных организаций, например, общества инвалидов. Чаще всего руководитель такого предприятия сам является представителем его целевой группы. Объединившись изначально для решения общих проблем и задач, данные организации со временем осознают необходимость развиваться дальше для того, чтобы иметь возможность обеспечивать себя и свою семью.
Несмотря на свою эффективность практика создания социальных предприятий у нас в стране не получила настолько широкого распространения, чтобы стать не исключением, а обыденной реальностью. Немаловажную роль в этом, на наш взгляд, играет тот факт, что различные категории населения, по ряду объективных причин, не обладают достаточным уровнем знаний и навыков, необходимых для реализации социальных идей и проектов в форме социального предприятия. Социальному проектированию и ведению бизнеса в форме социального предприятия сегодня не обучают в ВУЗах. В настоящий момент нет не только отдельной специальности, но и даже отдельного предмета, в рамках которого студенты, например, экономических специальностей, могли бы узнать о возможностях и преимуществах коммерциализации социальных проектов. Специальность же «Социальная работа» не предполагает какого-либо обучения основам ведения бизнеса, а лишь готовит специалистов для работы с определенными категориями граждан. Всевозможные республиканские инициативы, как правило, также узко направлены: содержат меры либо в сфере поддержки бизнес-инициатив, либо в сфере социальной поддержки.
Справедливости ради, стоит отметить, что уже на протяжении нескольких лет в Казахстане предпринимаются отдельные попытки стимулирования развития соцпредприятий и эти попытки имеют определенный успех. В то же время какая-либо единая централизованная система, обеспечивающая мультипликацию результатов и преемственность проводимой работы, до сих пор отсутствует. Как отсутствует и единая система знаний в данной сфере, которая могла бы со временем, в том числе, лечь в основу соответствующей законодательной базы.
Согласно выводам исследования общественного мнения в сфере развития социального предпринимательства, проведенному СКФ «ЗУБР» большинство граждан сегодня слышали термин «социальное предпринимательство», но нет единого четкого понимания того, в чем его суть. Обществу сложно поверить в тот факт, что, решая социальные проблемы, можно получать прибыть. В умах многих существует стереотип: «бизнес — выгода», «социальное – убыточное, требующее постоянного финансирования». Именно поэтому людям крайне сложно увязать два эти явления в одно определение.
Представители общественного сектора в большей степени теоретически информированы о сути деятельности социальных предприятий, однако далеко не всегда коммерчески подкованы для того, чтобы создать схему работы, приносящую прибыль. В большей степени ориентированы на содействие со стороны государства. Представителей же коммерческого сектора далеко не всегда привлекает социальная сфера в качестве поля деятельности. Возможно потому, что они, в отличие от НПО, не знакомы с особенностями взаимодействия с определенными социальными группами, не информированы об их потребностях и особенностях работы с ними. Предпочитают искать более понятные сферы для работы. Сами же представители социально защищаемых слоев населения, в виду различных факторов, чаще всего пассивны в решении собственных проблем.
Представители всех секторов общества осознают, что решение социальных проблем – это общая задача (а не только государства), а также осознают положительные изменения для общества в целом от такого рода участия, однако далеко не все готовы к самостоятельным практическим шагам. Общество верит в социальные предприятия, но до тех пор, пока социальное предприятие в нашей стране не имеет официального статуса, дающего определенные преимущества по сравнению с другими формами ведения дел, вряд ли оно станет популярно.
С возможностями и видами государственной поддержки, существующих на сегодняшний день для коммерческих организаций многие попросту не знакомы, а, следовательно, не проецируют их в качестве возможностей поддержки на создание и развитие потенциальных социальных предприятий.
Существует потребность в информировании и обучении социальному предпринимательству, чтобы оно стало популярнее.
Отношение представителей молодежи к такой форме ведения дел, как социальное предприятие, достаточно лояльное. Молодых людей, с одной стороны, интересует все новое, предполагающее нестандартный, креативный подход. С другой стороны – молодежь, в силу природных особенностей более оптимистична, более склонна к риску. На наш взгляд, именно молодежь может стать хорошим ресурсом для развития и популяризации социального предпринимательства для широких масс.
В рамках проекта: «Разработка обучающей программы новым подходам в социальном проектировании, government relations, фандрайзинге, социальных коммуникациях, образовательные курсы, по регионам страны с финалом в городе Астане и проведением конференции лидеров молодежных НПО»
Проект реализуется в рамках Года молодежи, по государственному гранту НАО «Центр поддержки гражданских инициатив (CISC) при поддержке Министерства информации и общественного развития РК.
31