В Казахстане в настоящее время реализуется множество программ, направленных на повышение качества жизни населения. Общественные организации при этом выступают своего рода посредниками между государством и обществом, реализуя запланированные правительством мероприятия в рамках государственного социального заказа (ГСЗ).
Естественно, что взаимоотношения, возникающие в процессе данной деятельности, регламентируются законодательно. Закон «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан» был принят еще 12 апреля 2005 года. С тех пор он претерпел ряд изменений и дополнений, последние по состоянию на 13.06.2018 г. Также к основным нормативно-правовым актам в данной сфере относятся: Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2018 г.) и Правила осуществления государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов от 11 декабря 2015 года № 648 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.06.2018 г.) (далее — Правила).
То есть, как мы видим, с одной стороны на сегодняшний день уже сформирована достаточно серьезная нормативно-правовая база, а с другой — как представители государства, так и общественные организации имеют значительный практический опыт участия в подобного рода совместной работе.
Тем не менее, процессы взаимодействия в настоящее время пока нельзя назвать совершенными: по-прежнему существует целый ряд проблем, в том числе законодательных, способных привести к ситуациям, имеющим неоднозначное толкование. Во избежание негативных для обеих сторон последствий, необходимо раз и навсегда прояснить и устранить спорные моменты.
Консалтинг-Центр «ЗУБР» в настоящее время реализует проект «Осуществление мониторинга реализации государственного социального заказа в Центральном и Восточном регионе (г. Астана, г. Алматы, Карагандинская и Восточно-Казахстанская области) на 2018 год» по заказу Комитета по делам гражданского общества Министерства общественного развития Республики Казахстан. Основная его цель – принятие мер по обеспечению эффективной реализации социально значимых проектов в рамках ГСЗ.
В рамках проекта совместно с Заказчиками и Исполнителями в регионах были выявлены и проанализированы те самые неоднозначные ситуации для их последующего прояснения с соответствующими государственными органами, принимающими решения.
Так, уже на этапах подготовки конкурса, разработки конкурсных заявок потенциальными поставщиками и их отбора заказчиками возникают противоречия, которые в конечном итоге не могут не оказывать влияние на качество реализации ГСЗ в целом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 249 Правил, не осуществляются процедуры предварительного обсуждения проекта конкурсной документации. В то же время пунктом 1 статьи 22 Закона О государственных закупках предварительное обсуждение предписано в качестве обязательного условия для утверждения конкурсной документации. Исключения составляют требования, указанные в пункте 5 статьи 22 Закона О государственных закупках, однако государственный социальный заказ не подпадает под действие данной статьи. То есть получается, что в случае возникновения замечаний, а также необходимости подачи запроса о разъяснении положений конкурсной документации, потенциальный поставщик лишается права получения необходимой информации через портал госзакупок для подготовки качественной конкурсной заявки.
Статья 233 Правил предусматривает ряд критериев для оценки заявок, среди которых сведения о нахождении потенциального поставщика в «Базе данных НПО». Предоставление же сведений о своей деятельности общественной организацией и формирования Базы данных о них осуществляется ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным периодом (календарный год, предшествующий году предоставления сведений в Базу данных). То есть общественная организация, зарегистрированная после 31 марта текущего года, не имеет обязательств перед уполномоченным органом по предоставлению необходимых сведений.
В связи с этим не понятен порядок присвоения баллов в случаях, когда организация зарегистрировалась, например, 1 апреля текущего года и планирует принять участие в конкурсе, срок приема заявок по которому заканчивается 10 апреля текущего года. Теоретически возможны два варианта присвоения баллов.
Вариант 1: такой организации может быть присвоено 0 баллов и получение статуса «отклонен» в связи с отсутствием сведений в «Базе данных НПО».
Вариант 2: вслучае предоставления сведений за период деятельности с 1 по 9 апреля текущего года организации может быть присвоен 1 балл. Несмотря на то, что обязательства перед уполномоченным органом еще не возникли, организация попадает в перечень общественных организаций, несвоевременно предоставивших сведения в Базу данных неправительственных организаций (после 31 марта).
Вместе с тем, законодательство о государственных закупках не содержит каких-либо норм, ограничивающих участие общественных организаций в реализации ГСЗ в зависимости от срока юридической регистрации. В данном случае потенциальный поставщик лишается права на участие в закупках либо необоснованно получает заниженный балл.
Баллы по критерию «Наличие опыта работы потенциального поставщика» определяются путем подсчета количества лет работы в сфере реализации социальных программ и проектов или на рынке оказания услуг. В большинстве своем опыт работы общественных организаций складывается из проектной деятельности, средний период которой составляет 6-8 месяцев в году. Кроме того, за один календарный год может быть реализовано несколько проектов соответствующих предмету закупки. Не понятно каким образом должен быть рассчитан опыт по данному критерию, если, например, сведения о квалификации содержат информацию о трех проектах, соответствующих предмету закупаемых услуг, в том числе:
1) с периодом реализации январь 2016 г. – август 2016г.,
2) с периодом реализации март 2016 г. – сентябрь 2016г.,
3) с периодом реализации январь 2017 г. – июль 2017г.
Для получения компетентного ответа на все выше перечисленные вопросы и ситуации Министру финансов Республики Казахстанбыло направлено соответствующее официальное обращение, копия которого направлена Министру общественного развития Республики Казахстан.
Отсутствие чётких и всеми одинаково понимаемых процедур, как потенциальными поставщиками, так и заказчиками, приводит к спорным ситуациями и значительному затягиванию сроков закупок, что в конечном счете снижает эффективность реализации социальных программ и проектов. Кроме того, существующие пробелы в законодательстве создают почву для манипуляции при подсчете баллов и, как следствие, возможному возникновению коррупционных проявлений.
Надеемся, что проведенный анализ позволит улучшить правовую среду для более продуктивного сотрудничества государственных органов и общественных организаций.
Продолжение следует…
Контакты проектной команды:
г. Усть-Каменогорск
Консалтинг-Центр «ЗУБР»
8 8232 51 33 88