Зарубежный опыт стандартизации услуг – что в хозяйстве пригодиться?
Рубрики:
Кто задает моду на стандарты услуг НПО? Чьи стандарты обеспечивают наивысшее качество этих услуг?
История развития третьего сектора насчитывает более 1,5 века. Сегодня неправительственные организации стали необъемлемой частью любого общества во всех странах мира. НПО оказывают целый спектр услуг и обеспечивают различные потребности определенных групп населения. Количество самих организаций неуклонно растет, расширяется и спектр услуг, которые может получить население. Со временем возникает потребность не только правового регулирования деятельности организаций Третьего сектора, но и определенных процедур стандартизации, как в любом другом секторе.
Системы стандартизации услуг и подходы к обеспечению их качества определяются различными факторами, в том числе уровнем развития страны, системой правового регулирования, отраслевым делением и т.д. Несмотря на многообразие форм, методов и подходов существуют определенные общие черты, по которым выстраиваются все системы стандартизации товаров и услуг. Рассматривая вопрос правового регулирования данных процессов в международной практике, следует отметить, что деятельность по стандартизации основывается на следующих документах:
— законы о стандартизации (Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Израиль, Китай, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Япония и др.);
— законы о создании и правовом статусе национальной организации по стандартизации (Великобритания, Италия, Канада и др.);
— договоры (меморандумы о взаимопонимании) между правительствами и национальными организациями по стандартизации (Великобритания, Германия, Франция);
— законы, регулирующие такие социально-экономические сферы, как охрана здоровья населения, техническая безопасность, контроль и охрана окружающей среды, защита интересов и прав потребителей и требующие для конкретизации своих нормативов разработки национальных стандартов (во всех развитых странах).
Следует также отметить, что в большинстве стран мира, не зависимо от отрасли, в которой разрабатываются стандарты, вопросами стандартизации занимаются неправительственные организации. Так, например, в США Национальным органом по стандартизации является Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST), в Германии — Германский институт стандартизации (DIN), в Великобритании — Британская организация по стандартизации (BSI). Однако работа данных организации в основном сосредоточена на частном секторе, где требуется техническое регулирование. В тоже время гражданский сектор не остается без внимания. Стандартизация – процесс сложный, а в сфере работы НПО особенно. Здесь важно, создавая условия для повышения качества услуг, не растерять той уникальности, которую несет в себе каждый проект НПО. Процесс стандартизации услуг в неправительственном секторе ставит в первую очередь такие задачи как:
— Определение допустимых рамок (временных, финансовых, технических, квалификационных и т.д.) и критериев для оказания качественных услуг;
— «Отсев» недобросовестных поставщиков услуг.
Для этого в международной практике существует такое понятие как верификация НПО – подтверждение того, что организация соответствует определенным требованиям.
Одной из систем обеспечения качества услуг и проверки НПО на соответствие требованиям является система PADOR, созданная Европейской комиссией для потенциальных поставщиков услуг. Данная информационная система устроена по принципу базы данных, в крупных конкурсах на получение финансирования могут принимать участие только те НПО, которые в данной системе зарегистрированы. При этом в процессе регистрации необходимо указать не только краткую информацию об организации, но и опыт работы в секторе, географию сотрудничества, обосновать финансовую устойчивость организации, источники финансирования, данные о штате.
Еще одной подобной системой верификации является Индийская модель. В Индии насчитывается более 1,5 миллионов неправительственных организаций. Но, согласно законодательной системе страны, НПО не обязаны проходить регистрацию. В то же время, зарегистрированные организации имеют больше преимуществ, включая налоговые льготы, получение финансирования от международных организаций, участие в конкурсах на государственное финансирование.Вся информация о зарегистрированных организациях содержится в нескольких Актах, субъектами которых эти организации являются: Societies Registration Act – регулирует деятельность общественных организаций, в том числе профсоюзов, Public Trust Act – благотворительных организаций, Foreign Contribution Regulation Act – фиксирует организации, получающие иностранное финансирование. Регистрация является собой двунаправленный процесс, так как доноры, которые предоставляют финансирование для регистрации НПО, также имеют право на получение налоговых льгот.
Рассматривая подходы разных стан к формированию стандартов и Кодексов этики для НПО, следует отметить, что в сфере обеспечения качества услуг НПО многие страны придерживаются практики разработки Кодексов этики НПО, где и фиксируются все требования, процедуры и условия. Данные кодексы могут быть как общие – распространяющиеся на все организации (США, Австралия) так и индивидуальные – распространяющиеся на конкретную группу НПО, входящих в состав коалиции или ассоциации.
62