В конце 2020 года Консалтинг-Центром «ЗУБР» была проведена серия онлайн-сессий, направленных на выявление и обсуждение проблемных и спорных моментов в процессах реализации государственного социального заказа.

В обсуждении приняли участие представителипрофильныхуполномоченных государственных органов, представители ресурсных центров, ассоциаций и просто представители неправительственных организаций Казахстана. Обще количество участников составило более90 человек. Такой состав участников позволил взаимно усилить экспертный потенциал, объединиться в поиске решений общих проблем.

Участники были единогласны во мнении, что тема совершенствования системы государственного финансирования социальных проектов крайне актуальна.

Большинство НПО в РК работая в существующих условиях, и сталкиваясь с определенными препонами, не всегда понимают, что именно необходимо изменить в системе. Представители же ресурсных центров осознают ответственность перед НПО по предоставлению достоверной информации о системе госфинансирования соцпроектов, а также собственную роль своеобразного информационно-координационного хаба в работе по совершенствованию этой системы. Однако и они в определенных условиях не всегда способны «противостоять» коллизиям системы, отстаивая интересы представителей целевых групп.

Онлайн-сессии стали реальной возможностью для участников в режиме реального времени обсудить проблемные области и несовершенства системы и законодательства - конкретные факты, которые по мнению участников являются основанием для предлагаемых рекомендаций по изменениям.

Некоторые из такого рода фактов, на первый взгляд, могут показаться незначительными, однако, как известно «дьявол» скрывается в мелочах, стечение которых в конечном итоге может сыграть серьезную роль в общем результате.

Так, например, правилами государственных закупок предусмотрен срок для подачи конкурсных заявок 20 календарных дней. Однако в определенные календарные периоды (январь, март) накладывается большое количество выходных и праздничных дней. То есть фактически срок для подготовки конкурсных заявок уменьшается.

Еще один пример - законодательством о госзакупках при проведении конкурсов по госсоцзаказу предусмотрен аванс. Заказчик вправе по своему усмотрению определять необходимость и размер аванса. На практике – одни заказчики предусматривают авансовые средства, другие нет. Вследствие этого иногда даже в рамках одного конкурса возникают неравные условия для поставщиков.

Требует пересмотра и тот факт, что «документами, подтверждающими опыт работы на рынке закупаемых услуг, при подаче заявки являются электронные копии актов оказанных услуг и счетов-фактур».

В Республике Казахстан источниками финансирования в целях реализации социальных программ и проектов помимо ГСЗ являются гранты, выделяемые НАО «ЦПГИ», казахстанскими, международными, государственными и зарубежными организациями.

По законодательству Казахстана грант - безвозмездно переданное имущество. Его стоимость (в том числе работ и услуг), указывается в акте приема-передачи (при его наличии). Однако, акт приема-передачи не закреплен в качестве подтверждающего документа в законодательстве о госзакупках. Да и на деле такой акт, как правило, не составляется международными, зарубежными организациями, иностранными государственными органами (например, посольства, дипломатические миссии и т.п.). Данные организации действуют в рамках своего законодательства, а налоговое законодательство РК допускает отсутствие акта приема-передачи. То есть фактически организации нечем подтвердить наличие опыта работы на рынке закупаемых услуг, если этот опыт был получен при работе над проектом, реализуемом на грантовые средства.

Также, по мнению участников дискуссий, необходимо четко разграничить и закрепить определения понятий «работники» и «трудовые ресурсы». В соответствии с ТК РК «работник - физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем и непосредственно выполняющее работу по трудовому договору». Понятие «трудовые ресурсы» не раскрыто в нормативно-правовых актах РК, однако используется в законодательстве о госзакупках. Согласно квалификационным требованиям, потенциальный поставщик должен обладать трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств. Но в таблице Сведения о квалификации (п. 5 приложения 6 к конкурсной документации) четко указано, что сведения предоставляются на работников. На практике же получается, что конкурсная комиссия предъявляет требования по подтверждающим документам и на привлеченных специалистов, с которыми предполагается заключение договора оказания услуг.

Ряд вопросов возникает и к перечню подтверждающих документов, применимых к работникам, с которыми заключены индивидуальные трудовые договора.

Например, необходимость предоставления копии трудового договора «с отметкой работодателя о дате и основании его прекращения». Непонятно, почему трудовой договор должен быть прекращен?

В качестве подтверждающих документов также допускается предоставление выписки из ЕНПФ о перечисленных обязательных пенсионных взносов или сведений из Государственного фонда социального страхования о произведенных социальных отчислениях. В то время как данные сведения защищены законодательством и не подлежат распространению. Однако, после выхода протокола итогов доступ к данным сведениям имеют все участники данного конкурса.

Это далеко не полный список фактов, указывающих на несовершенство действующей системы госсоцзаказа. Но мы наглядно видим, что даже их наличие способно в конечном итоге вызвать недопонимание и ряд противоречий при взаимодействии участников системы. В конечном итоге это не может не отражаться на эффективности и качестве реализации социальных проектов.

USAID – это ведущее американское правительственное агентство, которое вместе с народами Центральной Азии содействует обеспечению социального и экономического благополучия. В партнерстве с правительствами в регионе, USAID формирует динамичное, ориентированное на интересы граждан и отзывчивое гражданское общество в Центральной Азии.