г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

  Необходимость и важность профориентационной работы на сегодняшний день признается в большинстве стран мира. При этом используемые подходы и инструменты во многом зависят от имеющихся возможностей и ресурсов государств.
     В целом любая профориентация работа сводится к поиску определенного баланса между тремя ключевыми категориями «хочу – могу – надо».
     Так, если развитые страны могут позволить себе проводить профориентационную политику, основываясь, прежде всего, на интересах индивида, то в развивающихся странах деятельность по профориентации чаще жестко увязана с потребностями рынка труда.
     В школах США, например, на каждого ученика консультантом по профориентации заводится досье, в котором фиксируются: успеваемость, социальное положение, «любимые» и «нелюбимые» предметы, интересы, физические данные, состояние здоровья, внешкольные занятия и увлечения, получаемый опыт работы по профессиям. Это досье может быть передано в службу занятости, если выпускник будет искать работу с ее помощью после окончания школы.
     В школах Великобритании основное внимание в профориентационной работе уделяется повышению самостоятельности учащихся при принятии решений о выборе профессии. В учебное расписание начальной школы включены специальные занятия, сфокусированные на личности ученика, которые проходят в форме индивидуальных и групповых бесед. Усилия профсоветников направлены на проведение ознакомительных экскурсий на предприятия, выявление преобладающих интересов и склонностей учащихся, развитие коммуникативных умений в процессе тренинговых занятий.
     А вот Китайскую систему образования часто определяют как прагматическую и селективную. Вероятность перейти на более высокие ступени образования для «среднего» молодого человека здесь невелика, этой возможностью обладают лишь немногие способные ученики. Поступление в вуз – серьезное достижение для выпускника средней школы: конкурс в некоторые университеты достигает 200–300 человек на место. При этом действительно талантливые молодые люди пользуются всевозможными льготами при восхождении по образовательной «лестнице» – государственными стипендиями, субсидиями предприятий, организаций и т. п.
    Деятельность, способствующая профессиональному самоопределению молодых людей, в разных странах может обладать своей спецификой: например, испытывать серьезную религиозную нагрузку. Так в Израиле, где существуют четыре типа школ: государственные светские, в которых учится большинство детей; государственно-религиозные (их примерно 5%), где соблюдаются еврейские традиции и проводится углубленное изучение иудаизма; арабские, ведущие обучение на арабском языке и большое внимание уделяющие истории арабов, их культуре и религии; и частные школы. Вся система израильского школьного образования организована по профориентационному принципу, и выбор определенной школы, по сути, является выбором будущей профессии.
     Стоит отметить и еще одну закономерность. В развитых государствах элементы профориентации обычно включены уже в программу младшей школы, тогда как итоговый выбор трудового поприща отложен до завершения старшей ступени обучения, причем предусмотрена возможность смены направления профессиональной подготовки в случае обнаружения несоответствия личностных качеств первоначально избранному профилю занятости. В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж. В Берлине и Амстердаме вы не раз встретите людей, которые только в 27 начинают свою корпоративную карьеру. Это вовсе не значит, что до этого они ничего не делали: наверняка с 16 лет разносили пиццу, работали в веломастерской, съездили поволонтёрить в Африку и, конечно, же почти без денег проехали всю Азию. Свободный год после школы — время, когда ты сам выбираешь, какой опыт получить, но сотни и тысячи проектов предлагают тебе помощь в выборе. Например, так выглядит программа Gap Year в Гватемале от проекта Максим Новель: 20 недель изучения испанского, 8 недель – работа с детьми, 4 недели – работа с морскими черепахами, 4 недели – преподавание английского, 4 недели – забота о животных, 1 неделя – обучение сёрфингу, 1 неделя – обучение дайвингу и сертификация, 2 недели – каникулы с проживанием.
В развивающихся странах, напротив, отмечается более ранняя фиксация профессиональных предпочтений (в период окончания основной школы) и менее гибкое отношение к неудачному выбору специальности молодым человеком. Направленность на будущий профессиональный выбор в общеобразовательных школах Сингапура осуществляется по завершении среднего звена. При переходе на старшую ступень учащиеся разделяются по способностям на три потока: средне успевающие, проявляющие особые успехи и исключительные (самые талантливые). Обучение каждой категории школьников имеет разную интенсивность и продолжительность, то есть старшеклассники уже на данном этапе становятся обладателями различных карьерных и профессиональных перспектив.
     Одной из отличительных особенностей именно современной профориентационной работы во многих странах, вне зависимости от уровня социально-экономического развития, является то, что ключевое место ее отводится языковой подготовке. Это обусловлено в первую очередь созданием высокотехнологичных производств на базе транснациональных компаний, а также невозможностью карьерного и профессионального роста без изучения опыта работы зарубежных коллег и конкурентов.
     В целом же опыт профориентационной работы, накопленный в различных странах мира, свидетельствует о понимании важности вопросов профориентации молодежи в повышении эффективности организации и использования трудовых ресурсов, снижения социальной напряженности на рынке труда.
 
(материал подготовлен в рамках проекта «Кадровая молодежная политика: вызовы и точки роста» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан)

Related Post

Анонс проектаАнонс проекта

     Социальный корпоративный фонд «ЗУБР» (г. Усть-Каменогорск) приступает к реализации проекта по проведению серии обучающих мероприятий и обменных визитов для действующих проектов Программы Малых Грантов Глобального Экологического Фонда, реализуемой

Пост-релизПост-релиз

16 июня 2016 года в г. Усть-Каменогорске состоялось заседание Совета ТиПО, посвященное обсуждению профессионального обучения в рамках программы «Дорожная карта занятости 2020.   Профессиональное обучение граждан, ищущих работу, с последующим

Ұлтаралық келісім мен қазақстандық сәйкестік туралы. Әдістемелік орталық өз жұмысын бастайдыҰлтаралық келісім мен қазақстандық сәйкестік туралы. Әдістемелік орталық өз жұмысын бастайды

«ЗУБР» әлеуметтік корпоративтік қоры негізінде ағымдағы жыл бойы қазақстандық сәйкестік пен  ұлтаралық келісімді нығайту және қалыптастыруға бағытталған ақпараттық-оқыту кампаниясын қарастыратын Әдістемелік орталық әрекет ететін болады (жоба «ШҚО ішкі саясат басқармасы»