г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости Анализируем эффективность механизмов взаимодействия…

Анализируем эффективность механизмов взаимодействия…

ЧФ «ТРИНТА» предлагает вашему вниманию некоторыевыводы и рекомендации, родившиеся в ходе анализа эффективности механизмов взаимодействия государственных органов и НПО в Казахстане, в том числе в рамках проведения Дискуссионных площадок в регионах.

Данный материал – не «истина в последней инстанции», а поле для наших с вами совместных размышлений.Мы приглашаем каждого из вас, уважаемые читатели, высказать свое мнение, поделиться опытом или поспорить с нами, внести предложения… Только договоримся об одном правиле – мы с вами не ищем виноватых, если люди взаимодействуют и по каким-то причинам не достигают желаемого результата – это ответственность каждой из сторон. Мы с вами ищем пути — как стать более ЭФФЕКТИВНЫМИ.

«Взаимодействие ради взаимодействия… или реальная потребность»

Теориянас учит, что любое взаимодействие – это взаимные действия субъектов в отношении какого-то объекта для достижения определенных результатов, исходя из интересов каждой из сторон. Практика же показывает — то, что мы называемым ВЗАИМОдействием, в 8-ми из 10 случаев «игра в одни ворота». Давайте проанализируем вместе. Начнем с простого, вспомните, пожалуйста, любой пример вашего участия в круглом столе, заседании совета или любом другом мероприятии, организованном государственными органами или НПО: какой именно результат вы хотели получить и какой в итоге получили? каков был ваш интерес и был ли он удовлетворен? насколько четко вы имели представление об интересах / потребностях других сторон взаимодействия и понимали, что и в чем именно должно измениться в итоге? Дайте знать, если у вас получились другие цифры и вы не согласны с нашим выводом… А если вывод верен, ЧТО ДЕЛАТЬ?

СООБРАЖЕНИЯследующие (список открыт, присоединяйтесь…):

  • реально брать на себя ответственность за процесс и результат взаимодействия, а не «плыть по течению»— прежде чем подписать очередной меморандум, стать членом комиссии/совета, вступить в коалицию/партнерство, задайте себе вопросы – «что я могу дать и что хочу взять?», если ответы сводятся к «новым связям, информации, пригодится в будущем», вы не готовы построить эффективное взаимодействие;
  • помнить, что и «за три часа можно изменить мир»— чем чаще каждый из нас будет задумываться, «для чего я здесь сижу / это делаю», «к чему все это должно привести», «есть ли более эффективный способ достичь нужного результата», «не трачу ли я впустую свое и чужое время», тем меньше у нас будет формальных (ни к чему не обязывающих) мероприятий, заседаний, проектов и т.д.;
  • а какие соображения у вас?

«Как корабль назовешь… или когда формализм – это хорошо»

Доводилось ли вам принимать участие, к примеру, в круглом столе, на который пригласили 60 человек или голосовать за резолюцию, которая не отражала и десятой доли того, о чем говорили участники, либо участвовать в тренинге, на котором ведущий ни разу не обратился к опыту собравшихся? Если да, то, видимо, вы согласитесь, что стороны взаимодействия должны, как минимум, «говорить на одном языке» и одинаково понимать ЧТО и КАК они собираются делать, выбирая ту или иную ФОРМУ совместной работы.

Как «театр начинается с вешалки», так и эффективность взаимодействия закладывается на этапе выбора механизмов, форм, методов. И если стороны, выбирая, к примеру, общественные слушания, вкладывают разный смысл в это понятие и по-разному представляют себе их подготовку и проведение, то и результат у них будет разный – «лебедь, рак и щука».

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  • отслеживать, озвучивать и принципиально отстаивать четкое соответствие формы и содержания, соблюдение требований к процессу применения того или иного механизма взаимодействия (в законодательной базе Казахстана достаточно документов уже принятых или готовящихся к принятию, в которых данные требования закреплены);
  • регулярно повышать квалификацию, используя, в том числе, имеющиеся возможности он-лайн обучения, электронные ресурсы, отслеживая тенденции и осваивая накопленный опыт коллег; фразы типа «нас не проинформировали» в современном информационном обществе свидетельствуют скорее о пассивности и низком уровне коммуникативных компетенций, нежели о реальном отсутствии информации;
  • что, на ваш взгляд, можно предложить еще?

«Кто заказывает музыку… или чем опасна роль «младшего брата»

Взаимодействие может проявляться в разных видах. Конфронтация сторон или попытки повлиять на принятие решений, на поведение другой стороны – это тоже взаимодействие. Но если в отношении этих двух видов позиции довольно понятные, то когда речь заходит о сотрудничестве или партнерстве, мы часто сталкиваемся с подменой понятий.

По самым скромным оценкам более 95% всех примеров продуктивного взаимодействия (не конфронтации) государственных органов и НПО в Казахстане (госсоцзаказ, госгранты консультативно-совещательные органы и т.д.) мы можем назвать сотрудничеством, но никак не партнерством. Это так называемый патрон-клиентский тип взаимодействия: отношения более влиятельной стороны (патрона) с клиентом строятся на контрактной основе путем предоставления ресурсов и услуг в обмен на лояльность и поддержку.

Партнерство же предполагает равное влияние сторон на определение правил взаимодействия, обязанностей и ответственности. НО одной декларации о партнерстве и желания «быть на равных» недостаточно. Чтобы выйти из роли «младшего брата», нужно, во-первых, принести в партнерство реальные ресурсы: финансовые, интеллектуальные (экспертные), имиджевые и т.д., а во-вторых, разделить ответственность за результат партнерства.

КАК БЫТЬ?

  • по большому счету в роли «младшего брата» нет ничего плохого (не нужно разделять ответственность за принятые решения, созданные механизмы, всегда можно покритиковать эти решения и то, как они исполняются), если только отдавать себе отчет в том, что реально продвигать интересы своей целевой группы и влиять на улучшение качества их жизни через изменение системных подходов не получится;
  • роль партнера, безусловно, привлекательна, но она требует не только определенной финансовой независимости, достаточно высокого уровня профессиональной компетентности (экспертизы), но и смелости – создавать новое, работать в ситуации неизвестности, разделять риски и нести ответственность за неудачи;
  • невозможно, да и не нужно, весь процесс взаимодействия государства и НПО приводить к «знаменателю» партнерства, в отдельных сферах именно сотрудничество даст наибольший социальный эффект, а где-то для придания конструктивного импульса может потребоваться и конфронтация или влияние; партнерство – не панацея, но постепенное увеличение числа проектов/программ, реализуемых НПО в реальном партнерстве с государственными органами – это верный признак качественного развития гражданского общества, реализации принципа «активный гражданский сектор – сильное государство»;
  • а что по этому поводу думаете вы?

Анализируя накопленную практику взаимодействия в нашей стране, за рубежом, собственный опыт и опыт коллег, мы пришли к выводу, что для повышения эффективности взаимодействия государственных органов и НПО нам в Казахстане нужно, в первую очередь, сосредоточиться на устранении причин, сводящих «к нулю» все усилия по разработке и улучшению различных механизмов взаимодействия.

То, что сегодня звучит довольно много критики в отношении эффективности, к примеру, общественных советов, или системы госсоцзаказа и других механизмов – это не только реальные изъяны в механизмах, требующие улучшения (о них мы будем говорить в следующих публикациях), но и следствие тех системных проблем, которые обозначены выше. Можно до бесконечности шлифовать механизмы, но если «игроки» формально относятся к соблюдению требований, не хотят брать на себя ответственность, не испытывают реальной потребности в результате взаимодействия – все сведется к формальной отработке индикаторов, мероприятиям «для галочки», бессмысленным спорам и ни к чему не приводящим разговорам в любых форматах.

Будем рады услышать (увидеть) Ваше мнение в любой удобной  форме (в комментариях, по электронной почте, по телефону) – 8 (7232) 52-53-94, +7 705 620 75 86 (WhatsApp),

trintakz@mail.ru

Материал подготовлен в рамках проекта «Повышение уровня взаимодействия государства и неправительственных организаций»по государственному гранту НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» (@cisc.kz) при поддержке Министерства общественного развития Республики Казахстан.

Наша точка зрения может не совпадать с точкой зрения НАО «ЦПГИ», Министерства общественного развития РК, и других организаций, изучающих вопросы взаимодействия обозначенных секторов.  Мы делимся своим мнением, основанном на анализе имеющихся данных и опыте организации, и готовы выслушать конструктивное, аргументированное мнение других, равно как принять во внимание предложения и рекомендации по совершенствованию процессов взаимодействия.

Следите за новостями проекта #ТРИНТА_взаимодействие

106

Related Post

Приглашаем на онлайн-семинар «Эффективное управление проектами»Приглашаем на онлайн-семинар «Эффективное управление проектами»

Уважаемые коллеги, друзья и партнеры! Мы продолжаем информировать вас о мероприятиях в рамках проекта СКФ «ЗУБР» по проведению серии обучающих мероприятий и обменных визитов для действующих проектов ПМГ ГЭФ, реализуемой

«Усть-Каменогорск – город казахстанских металлургов» …«Усть-Каменогорск – город казахстанских металлургов» …

Действительно ли наш город остается оплотом суровости металлургов или современные тенденции городского развития нивелировали этот «дух»? В чем отличительная черта усть-каменогорцев? Какие проблемы нас волнуют? Что мы готовы сделать для

Орталық және Шығыс аймақтарда 2018 жылға арналған мемлекеттік әлеуметтік тапсырысты іске асырудың мониторингіОрталық және Шығыс аймақтарда 2018 жылға арналған мемлекеттік әлеуметтік тапсырысты іске асырудың мониторингі

Қазақстанда азаматтық қоғамды қолдап, дамыту мен халықтың өмір сүру сапасын жақсарту үшін көптеген бағдарламалар іске асырылуда. ҮЕҰ мемлекет пен қоғам арасында делдал болып, үкімет жоспарлаған іс-шараларды жүзеге асырады. Бірақ, олардың өздеріайтқандай,