В период с 16 по 27 июня на территории Восточного Казахстана специалисты Социального корпоративного фонда «ЗУБР» проводили Школу. Школу, где обучали навыкам гражданских специалистов. Школу, где каждый, кто считает себя инициативным, кто готов к инновациям, кто в своей деятельности уже имеет опыт реализации общественных инициатив или желание их реализовывать в будущем мог пройти обучение и освоить базовые навыки по гражданским специальностям Социальный организатор/модератор, Гражданский эксперт/монитор и PR-специалист в общественной сфере — «Школа гражданских инициатив: разное происхождение – равные возможности»[1].
Что такое гражданская специальность? Впервые термин «гражданские специальности» ввели наши российские коллеги и включили в данное определение те основные роли и умения, которые необходимы каждому общественному движению для того, чтобы оно могло успешно действовать.
Несмотря на отсутствие официального определения данного термина, на наш взгляд, он очень точно описывает тот комплекс знаний и навыков, которыми должен овладеть любой общественный лидер, гражданский активист, руководитель инициативной группы, сотрудник НПО. И мы нашли таких людей! 50 человек из числа представителей сферы внутренней и молодежной политики, Домов дружбы и этнокультурных центров, библиотек и музеев, школы искусств и НПО, студенты и члены молодежного крыла «Жас Отан», СМИ.
Что же происходило? Данная школа проходила в виде кустовых семинаров-тренингов 16-17 июня в г.Семей и 26-27 июня в г.Усть-Каменогорск с вовлечением представителей районов и городов. Программа Школы была разработана таким образом, чтобы участники, вне зависимости от выбранной гражданской специальности, получили общие навыки и знания, которые они могут использовать в рамках своей деятельности, а также навыки, непосредственно связанные с гражданскими специальностями:
· Структура и институты гражданского общества, гражданское пространство города/села.
· Принципы, формы и методы гражданского участия.
· Эдвокаси (цели, этапы разработки и проведения эдвокаси-кампаний).
· Типы лидерства, требования к лидеру команды.
· Как формировать команду и управлять процессами в команде – роли в команде, стадии развития команды, эффективная команда.
· Технологии регулирования социальных конфликтов, типы разрешения конфликта.
· Навыки эффективной презентации.
· Навыки подготовки и процесс администрирования мероприятий.
Блок работы над гражданскими специальностями включал в себя разработку ключевых знаний, навыков, умений и качеств каждого гражданского специалиста, на основании которых участники могли выбрать для себя наиболее подходящую роль гражданского специалиста, сопоставив свои знания, навыки и личностные качества с его качествами, и затем нарабатывали знания, исходя из выбранной специальности.
Таким образом, в результате обучающего курса Восточно-Казахстанская область «приобрела» 17 социальных организаторов/модераторов, 15 гражданских экспертов, 13 PR-специалистов в общественной сфере. Пять участников пока так и не определились с выбором специальности, практика покажет.
Информационно и методически «подкованные» гражданские специалисты разъехались и уже приступили к своей текущей деятельности. Но, вдохновленные и полные новых интересных идей, они готовы уже сегодня внедрять полученные знания на своей территории. Помогут им в этом консультации специалистов СКФ «ЗУБР» и карманные справочники по гражданским специальностям.
[1] В рамках проекта «Обеспечение функционирования Методического центра и проведение комплексной информационно-обучающей кампании по формированию и укреплению казахстанской идентичности и межнационального согласия» (при поддержке ГУ «Управление внутренней политики ВКО»).