г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости Результаты социологического исследования по вопросам коррупции

Результаты социологического исследования по вопросам коррупции

Результаты социологического исследования по вопросам коррупции, проведенного Социальным корпоративным фондом «ЗУБР» в рамках проекта «Формирование атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе» по заказу ГУ «Управление внутренней политики Восточно-Казахстанской области» (июнь 2010 г.)

Цель: выявление отношения граждан Восточно-Казахстанской области к коррупции как к социальному явлению, причинам её возникновения, уровня терпимости населения к коррупции.

В опросе приняли участие300 респондентов в возрасте от 18 лет и старше. 

Территориальный охват: Восточно-Казахстанская область: г. Усть-Каменогорск, г. Семей и Шемонаихинский район.

Выборка исследования строится следующим образом: на первом этапе в качестве объекта исследования были выбраны три населенных пункта – г. Усть-Каменогорск (как областной центр), г. Семей (как крупный город области, имеющий важное социально-экономическое и культурное значение и свои особенности) и несколько населенных пунктов Шемонаихинского района (как пример сельской местности).

Далее по всем трем выбранным географическим единицам была построена пропорциональная стратифицированная выборка, которая учитывает географические, этнические, половозрастные особенности населения и строится пропорционально реальному распределению населения.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ КОРРУПЦИИ

Вопрос: Насколько широко, по Вашему мнению, распространено в ВКО такое явление, как коррупция?

Рис. 1

По мнению граждан большинства жителей (71,3%), уровень распространения такого явления, как коррупция, в Восточно-Казахстанской области достаточно высок (рис. 1).  Так, 20% опрошенных считают, что коррупция распространена повсеместно и еще 51% — достаточно широко. Утверждать, что коррупция в нашей области мало распространена или практически не распространена, взялись лишь 7,7% и 3,7% граждан соответственно.  При этом, в сельской местности доля тех, кто считает, что коррупция распространена повсеместно, в два раза больше, чем в городах (32% против 17%), и на это стоит обратить внимание!

Надо отметить, что, как это ни странно, молодежь более скептически настроена по данному вопросу.  Среди людей в возрасте от 18 до 29 лет 26% считают, что такое явление, как коррупция, распространено в нашей области повсеместно, и 56% — что распространено достаточно широко.

А вот в сравнении с результатами прошлого года, «картина» выглядит несколько оптимистичнее. В 2009 году большинство граждан (83%) считали, что такое явление, как коррупция, распространено повсеместно или достаточно широко. Были те, кто затруднился ответить, но тогда ни один из респондентов, принявших участие в предыдущем опросе, не взялся утверждать, что коррупции в нашей области нет или что она мало распространена.

Среди наиболее распространенных видов коррупции «тройку лидеров», по мнению жителей, возглавляет взяточничество – 72% (табл. 1).  На втором и третьем месте по «популярности» так называемое «кумовство» (35%) и использование должностного положения (34%).

Таблица 1

Вопрос: Какой из видов коррупции наиболее распространен?

 

Взяточничество

72,3%

Содействие в решении каких-либо вопросов по признакам родства («кумовство»)

35,0%

Использование должностными лицами служебного положения для получения каких-либо благ и преимуществ

34,3%

«Откаты» и/или «услуги» для победы в конкурсах и тендерах

30,0%

Присвоение бюджетных средств

23,0%

Вымогательство

18,0%

Затрудняюсь ответить

7,3%

Другое

0,3%

При этом, если проанализировать, где выше уровень коррупции – в городе или в сельской местности, — большинство опрошенных (42%) уверены, что уровень коррупции в городах выше, чем в сельской местности (рис. 2).  Здесь сошлись во мнениях и городские жители, и жители сельской местности. А среди представителей села вообще нет ни одного, кто бы сказал о том, что уровень коррупции в сельской местности выше, чем в городе. По мнению 41% респондентов уровень коррупции в городах и на селе либо одинаковый, либо вообще не зависит от местности.

Если вернуться к первому вопросу, получается, что сельские жители в большинстве своем уверены в том, что коррупция в нашей области распространена повсеместно или достаточно широко, но в основном это касается городов, а не тех населенных пунктов, где они сами проживают. 

Вопрос: По Вашему мнению, уровень коррупция выше…?

Рис. 2

Наиболее коррумпированными, по мнению жителей ВКО (табл. 2), являются такие структуры, как дорожная полиция – 54%, медицинские учреждения – 38%, образовательные учреждения – 28%, суды – 25%. Наименее коррумпированные – церкви, религиозные объединения, неправительственные организации, политические партии, СМИ – по 2%, органы соцзащиты, органы архитектуры и строительства – по 3%,  ЦОНы, колонии, следственные изоляторы – 5%.

При этом, среди жителей села значительно больше доля тех, кто назвал в числе наиболее коррумпированных организаций органы дорожной полиции (71%), таможенные и налоговые органы (по 33%).  А вот городское население, в свою очередь, гораздо чаще сельчан «жалуется» на наличие коррупции в образовательных и медицинских учреждениях.  Можно предположить, что это связано с тем, что большая часть крупных специализированных медицинских учреждений находится в городах, поэтому именно там чаще всего приходится сталкиваться с проблемой получения талонов к узким специалистам, проведения диагностических и медицинских процедур и т.д.  То же можно сказать и об образовательных учреждениях – ВУЗы и профессионально-технические учреждения находятся в городах.

В исследовании прошлого года наиболее коррумпированными структурами были названы полиция (18%), образовательные учреждения (13%), налоговые органы, органы юстиций, суд (по 12%), регистрационные и лицензирующие органы и вооруженные силы, армия (по 10%). Наименее коррумпированными: политические партии (0%), неправительственные организации и религиозные объединения (1%), СМИ (2%), бизнес, частный сектор (3%).

Заметна «неприятная» динамика роста имиджа коррупционеров в глазах населения по некоторым структурам, как например, образовательные учреждения с 13% до 28%, суд с 12 до 25 %, а также частные предприятия с 3% до 8,4%.

Интересен тот факт, что «лидер» в списке — органы дорожной полиции — активно борется с проявлениями коррупции: устанавливаются видеокамеры, оплата штрафов переносится с проезжей части, где выявлено нарушение, в кабинеты и т. д. И при всем при этом доля тех, кто считает данный орган коррумпированным, не снижается, а наоборот увеличивается. Конечно, возможно, такой результат является следствием стереотипного представления граждан.  Но и в этом случае представителям дорожной полиции следует задуматься и предпринять меры для изменения собственного имиджа в глазах населения.

Надо также сказать, что мнение молодежи и в данном вопросе несколько отличается. Так, например, тех, кто назвал в числе наиболее коррумпированных структур образовательные учреждения, 35,4% — это на 7,6% больше среднего показателя.  Это объясняется тем, что именно молодые люди, среди которых много студентов, могут более объективно судить о действительном уровне коррупции при сдаче зачетов и экзаменов, поступлении в ВУЗы и т.д.  Значительно выше показатели ответов молодых людей и по таким структурам, как таможенные органы (на 8,7%), колонии, следственные изоляторы (на 6%), налоговые органы (на 4,9%).  

Таблица 2

Вопрос: Какие, на Ваш взгляд, из ниже перечисленных структур

наиболее коррумпированы в настоящее время?

Дорожная полиция

54,2%

Медицинские учреждения

37,8%

Образовательные учреждения

27,8%

Суды

24,7%

Таможенные органы

19,1%

Налоговые органы

15,4%

Прокуратура

12,4%

Маслихаты (областной, городские, районные)

11,0%

Органы земельных отношений и регистрации недвижимости

10,4%

Военкоматы

10,4%

Финансовая полиция

8,7%

Частные компании и предприятия

8,4%

Вооружённые силы, армия

8,0%

Органы полиции по охране общественного порядка

7,0%

СЭС

7,0%

Миграционная полиция

5,7%

Колонии, следственные изоляторы

5,4%

ЦОНы

4,7%

Органы соцзащиты

2,7%

Органы архитектуры и строительства

2,7%

СМИ

2,3%

Неправительственные организации, политические партии

2,3%

Церковь, религиозные объединения

2,0%

В то же время почти половина (44%) ответивших на вопросы анкеты утверждают, что за последний год ни им, ни членам их семьи не приходилось сталкиваться с ситуацией взяточничества при решении интересующего их вопроса (табл. 3).  Это свидетельствует о том, что во многом о коррупции принято судить не на основе собственного опыта, а по рассказам своих близких, друзей и знакомых, а также по результатам пропаганды, которая идет в СМИ.

Из 56% граждан (это на 4% больше, чем в прошлом году), которым все же пришлось столкнуться с коррупцией в течение последнего года, 28% утверждают, что на даче взятки настаивало само должностное лицо.  При этом, в 19% случаев материальное вознаграждение в виде взятки было уплачено, а в 9% — граждане отказались решать вопрос подобным образом и искали законные пути отстаивания своих интересов.  Признались в том, что сами были инициаторами незаконного решения проблем, 30% граждан (к слову сказать, это на 12% больше, чем по результатам опроса прошлого года).  Вместе с этим, лишь 6% из числа опрошенных сказали о том, что должностное лицо, от которого зависело решение вопроса, отказалось от предлагаемого вознаграждения.

Из приведенных данных можно также сделать вывод о том, что коррупция в Восточном Казахстане в настоящее время носит обоюдный характер: количество взяткодателей и тех, кто желает получить дополнительную материальную «благодарность» за свою работу, примерно равное.

Как показывает исследование, чаще всего с коррупцией приходится сталкиваться мужской половине населения.  Также чаще это городское население в возрасте до 50 лет с уровнем доходов от 50 до 100 тыс. тг.  По роду занятий с коррупцией чаще сталкиваются индивидуальные предприниматели и работники бюджетной сферы.

Таблица 3

Вопрос: Приходилось ли Вам или членам Вашей семьи за последний год  давать взятки или оказывать какие-либо «услуги» (ужин в ресторане, ремонт квартиры, автомобиля и т. п.)должностным лицам, от которых зависело решение интересующего Вас вопроса?

 

Нет, ни я, ни члены моей семьи не сталкивались с подобными ситуациями за последний год

44,0%

Приходилось предлагать взятку или «услуги», которые впоследствии были приняты

24,3%

Должностное лицо настаивало на даче взятки или оказании «услуг», которые пришлось заплатить/оказать

19,3%

Должностное лицо настаивало на даче взятки или оказании «услуг», но мы отказались это делать

9,0%

Приходилось предлагать взятку или «услуги», но должностное лицо отказалось принять их

6,0%

Нужно отметить, что при столкновении с коррупционными проявлениями жители ВКО не прочь обратиться к законодательству (табл. 4). Так, чуть меньше половины (42%) заглядывало в Уголовный Кодекс РК, и треть (34,4%) знакомо с законодательством в сфере административных нарушений.  Еще для трети граждан полезным оказался Закон РК «О борьбе с коррупцией».  Все это свидетельствует о том, что безграмотными в правовом отношении наших граждан назвать сложно. Однако мероприятия проекта, проведенные помимо исследования, свидетельствуют о том, что многие граждане чувствуют себя недостаточно уверенно в знании своих прав, а, следовательно, и обязанностей, что может также становиться поводом для нарушения закона.

Таблица 4

Вопрос: Приходилось ли Вам в своей практике (при столкновении с коррупционными проявлениями) обращаться к следующим нормативно-правовым актам?

Уголовный кодекс Республики Казахстан

42,0%

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях

34,4%

Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией»

27,4%

Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан

17,2%

Терпимость к коррупции

Как показала таблица 3, нередко граждане сами выступают инициаторами коррупционных сделок. И большинство не видит ничего плохого в том, чтобы решать проблемы подобным образом.  Только каждый пятый (20%) однозначно ответил «Нет» на вопрос «Допустимо ли решать некоторые вопросы «неофициальными путями?». Тех, кто однозначно ответил «Да», к сожалению, больше – 28%. Большинство же (52%) сказали, что все «зависит от ситуации». Среди молодых людей показатели еще более «пугающие»: «Нет» —  12%, «Да» — 24% и 63% — «Зависит от ситуации». Это свидетельствует о том, что атмосфера нетерпимости к коррупции в обществе не создана, достаточно большая часть населения потенциально готова к тому, чтобы нарушить закон и решить свои проблемы любым имеющимся способом. А среди молодежи, которая является будущим нашего государства (которое, к слову сказать, уже «не за горами»), потенциальных коррупционеров еще больше.

Вопрос: Допустимо ли, на Ваш взгляд,

решать некоторые вопросы «неофициальными» путями?

Рис. 3

Как видно на рисунке 4 столкнувшись с фактом коррупции, став свидетелем вымогательства со стороны должностного лица или злоупотребления служебным положением, далеко не каждый человек, обратится по этому случаю в правоохранительные органы: лишь 4 % граждан заявили об этом с полной уверенностью и еще 6% сказали, что поступили бы так в большинстве случаев. Большинство же граждан (48%) говорят, что все зависит от ситуации, а 37% открыто признаются, что не стали бы этого делать – «Не буду обращаться, этим должны заниматься соответствующие органы» (это на 8% больше в сравнении с результатами прошлого года). В сельской же местности таких людей и того больше – 43%.

В ходе семинаров было высказано неутешительное мнение представителей некоторых организаций, занимающихся решением проблем коррупции. Зачастую, даже те, кто на первых порах решаются сообщить о коррупционном правонарушении, в последствии сами отказываются участвовать в разбирательстве дела. Можно предположить, что люди боятся негативных последствий для себя и своей семьи. А может быть, просто не хотят обременять себя лишними проблемами, успокаивая свою совесть тем, что, сообщив «куда следует», они уже выполнили свой гражданский долг.

Таким образом, в настоящее время в Восточном Казахстане практически не наблюдается общественной поддержки антикоррупционных инициатив.

Вопрос: Если Вы стали свидетелем коррупционных нарушений, то…

 

Рис. 4

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ

В таблице 5 приведен «рейтинг» основных, по мнению граждан, причин распространенности коррупции. По мнению граждан, причиной того, что человек дает взятку должностному лицу, чаще всего служит то, что «так гораздо быстрее и проще решить любой вопрос» — 52%, а во многих случаях «Должностное лицо искусственно затягивает решение вопроса, настаивая на даче взятки» — 31%.  Еще одним распространенным поводом для дачи взятки является стремление таким образом избежать или уменьшить степень административной и/или уголовной ответственности за совершенные нарушения (23%), а, возможно, и просто обойтись наименьшими затратами (21%). 

Таблица 5

Вопрос: Что, на Ваш взгляд, чаще всего служит причиной дачи взятки или оказания «услуг» должностному лицу, от которого зависит решение интересующего вопроса?

Так гораздо быстрее и проще решить любой вопрос

51,5%

Должностное лицо искусственно затягивает решение вопроса, настаивая на даче взятки

30,8%

Есть надежда, что это поможет избежать или уменьшить степень административной и/или уголовной ответственности за совершенные нарушения

23,1%

Решение вопроса таким способом обойдется гораздо дешевле

21,1%

Привычка все вопросы решать подобным образом, не задумываясь о том, что есть другие способы

18,1%

Другой (законной) возможности решить определенный вопрос не существует

15,1%

Другое

0,7%

Согласны граждане и с тем, что на уровень распространенности коррупции в обществе непосредственно влияют административные барьеры (табл. 6).  Так, 38% опрошенных согласны с тем, что распространению коррупции способствуют слишком долгие сроки законных способов получения услуг, а также большие очереди. 30% респондентов уверены, что имеет место необоснованное откладывание решения вопроса. Значительными барьерами считают люди и слишком большое количество кабинетов, в которые нужно обратиться для решения вопроса (25%), а также необходимость предоставления большого перечня документов (21%).

Таблица 6

Вопрос: На Ваш взгляд, какие из административных барьеров

в большей степени способствуют распространению коррупции?

Слишком долгие сроки получения услуги

38,5%

Большие очереди

38,1%

Необоснованное откладывание решения вопроса

30,1%

Слишком много кабинетов

25,1%

Большой перечень документов для оформления

20,7%

Отсутствие разъяснительной информации

15,7%

Повторное требование документов в каждой инстанции

14,0%

Отсутствие персонала на рабочем месте, некомпетентный, недоброжелательный персонал

13,7%

Неудобное время и дни работы в организациях

13,0%

Высокая стоимость услуги

12,7%

Жесткие сроки сдачи документов и штрафы за их нарушение

9,4%

Неудобные / непонятные формы бланков для заполнения

8,4%

Трудно или невозможно дозвониться

8,0%

Необходимость оплаты за одну услугу по разным квитанциям

6,0%

Отсутствие бланков, высокая стоимость бланков

4,7%

Место оплаты находится далеко от места оказания услуги

4,7%

Другое

1,0%

 

ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР

Относительно мер, предпринимаемых государством для борьбы с коррупцией, мнение граждан однозначное: эффективными их считает лишь 4% граждан.  Большинство (54%) считают государственные меры малоэффективными, 25% — что эти меры не имеют никакого эффекта и еще 4% — что они имеют даже скорее негативный эффект (рис. 5). К слову сказать, в прошлом году респондентов, которые бы определили государственные меры как негативные, было гораздо больше – 26%. 

Вопрос: Как бы Вы оценили меры, предпринимаемые государством

по борьбе с коррупцией?

Рис. 5

Таким образом, несмотря на огромную работу по проведению антикоррупционных мероприятий, эффективность государственных мер остается невысокой, возникает обратный эффект – чем больше говорится и пишется о коррупции, тем лояльнее относятся граждане к этому социальному злу.  Возможно имеет место быть так называемый «эффект рекламы» и PR коррупции.

Одним из активно пропагандируемых инструментов в противодействии коррупции остаются телефоны доверия, которые многократно размещаются на сайтах, в СМИ и наружной рекламе.  Однако, как показало исследование, этот инструмент борьбы с коррупцией не пользуется популярностью среди населения нашей области (рис. 6).  Лишь 7% опрошенных когда-либо в жизни пользовались системой телефонов  доверия.

Вопрос: Доводилось ли Вам когда-либо пользоваться системой телефонов доверия для сообщения о коррупционных правонарушениях?

Рис. 6

Если при этом вспомнить, что (согласно табл. № 3) 56% граждан так или иначе за последний год сталкивались с проявлениями коррупции и примерно 60% (согласно рис. 4) не исключают возможности того, что могли бы обратиться в правоохранительные органы в случае столкновения с фактом коррупции, процент тех, кто пользовался системой телефонов доверия, очень и очень низок. Так почему же люди не пользуются телефонами доверия?

Респонденты указывают несколько причин этого (табл. 7). Во-первых, не каждыйрешится сообщить о коррупционном правонарушении, указав личные данные, во-вторых, люди считают систему телефонов недостаточно эффективной, указывая на то, что заявления не всегда рассматриваются.  Возможно, это и не соответствует действительности, но в общественном сознании появляется уверенность – реакции на мое заявление нет, значит, система не работает, значит, в следующий раз не буду тратить на это свое драгоценное время.  Еще одной из причин граждане называют отсутствие информации о номерах телефонов, а также тот факт, что номера телефонов часто меняются, и очень сложно бывает найти нужный номер.

Таблица 7

Вопрос: Насколько, на Ваш взгляд, эффективна система телефонов доверия?

 

Недостаточно эффективна, не каждый решится сообщить о коррупционном правонарушении, указав личные данные

38,3%

Затрудняюсь ответить

34,3%

Недостаточно эффективна, заявления принимаются, но не всегда рассматриваются

19,7%

Неэффективна, люди не информированы о номерах телефонов

16,3%

Неэффективна, номера телефонов меняются, быстро устаревают, трудно узнать нужный номер

10,3%

Система эффективна

6,0%

При дальнейшем планировании форм и методов сбора информации от граждан стоит обратить на то, что наиболее удобной формой обращений (табл. 8) граждане считают виртуальные общественные приемные или обращения по электронной почте (35%). Особенно это актуально для молодежи, среди них доля тех, кто отдал предпочтение современным технологиям – 51%. На втором месте по значимости персональные ящики руководителей государственных органов (для личного вскрытия) (28%). Телефоны доверия в этом списке стоят лишь на 4-м месте по уровню удобства.

Таблица 8

Вопрос: Какие формы, на Ваш взгляд, наиболее удобны для обращения в государственные органы по факту коррупционных правонарушений?

Виртуальные общественные приемные  или обращения по электронной почте

35,2%

Персональные ящики руководителей государственных органов (для личного вскрытия)

27,9%

Ящики для обращений в государственные органы

20,5%

Телефоны доверия

19,1%

Книги жалоб и предложений

10,7%

Другое

4,7%

При проведении анализа было чрезвычайно важно выяснить, на какой именно государственный орган полагаются наши граждане с точки зрения своей защиты при фактах вымогательства, взяточничества и т.д. Более всего в вопросе защиты от коррупционных проявлений граждане надеются на КНБ (34,7%), а также прокуратуру (31,3%). Остальные органы защиты гораздо менее популярны, они получили примерно равное количество голосов жителей (~8%  +2%).

Вопрос: Какой государственный орган, на Ваш взгляд, способен наилучшим образом защитить гражданина от коррупционных проявлений?

Рис. 7

РЕКОМЕНДАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ

Одним из самых важных аспектов опроса стал вопрос о том, какие именно меры помогут в борьбе с коррупцией, позволят реально снизить её уровень (табл. 9).  Каждый второй – за ужесточение законов – однако, следует помнить, что коррупция живуча и обладает крайне высоким уровнем приспособляемости. Ужесточение законов и наказаний, увеличение размера штрафов ведет к тому, что параллельно растут размеры требуемых взяток: должностные лица хотят «окупить» свои «риски». При разработке действенных мер скорее следует обратить внимание на неотвратимость наказания, на то, чтобы существующие законы – достаточно строгие! – выполнялись, на то, чтобы взяточники – если это доказано! – сидели в тюрьме или теряли свои должности, блага и т.д.

Вместе с тем, не следует забывать, по мнению граждан, и о моральном воспитании нетерпимости к коррупции среди населения. Здесь может быть применен широкий спектр различных подходов и методов: широкое привлечение населения и общественных объединений к борьбе с проявлениями коррупции, воспитание законопослушания, разъяснительная и правовая работа среди населения, широкое освещение в средствах массовой информации антикоррупционной тематики.

По мнению граждан у правоохранительных органов достаточно полномочий для того, чтобы борьба с коррупцией и коррупционерами была эффективной, в настоящее же время, считают респонденты гораздо важнее направить усилия на улучшение координации их деятельности (22,2%).

Отдельно нужно отметить, что постепенно к гражданам приходит осознание необходимости  внедрения стандартов оказания государственных услуг(18%), как одного из инструментов повышения качества услуг, прозрачности процесса их оказания, а следовательно и снижения уровня коррупции.

Наряду с этим 17% граждан считают необходимым повышение оплаты труда государственным служащим. Среди самих госслужащих тех, кто согласен с данным утверждением 49%. С одной стороны можно рассматривать такой ответ, как попытку «оправдать» коррупционеров — «берут взятки, только потому, что не хватает средств». А с другой стороны, «популярность» данного варианта ответа может объясняться использованием людьми любых возможностей для лоббирования своих интересов – «не важно поможет ли это снизить, коррупцию, зато, если «наверху» прислушаются к результатам исследования, улучшится мое собственное благосостояние».

Показательно, что в числе тех, кто считает повышение оплаты труда государственным служащим действенной мерой в борьбе с коррупцией,нет ни одного представителя категории «Индивидуальный предприниматель».

Таблица 9

Вопрос: Что, по Вашему мнению, в первую очередь будет способствовать

снижению уровня коррупции в обществе?

Ужесточение законов

50,8%

Неотвратимость и жесткость наказаний за коррупционные деяния

48,5%

Более четкая координация деятельности правоохранительных органов

22,2%

Наличие стандартов оказания государственных услуг и их повсеместное внедрение

17,8%

Повышение оплаты труда государственным служащим

17,2%

Более широкое привлечение населения и общественных объединений к борьбе с проявлениями коррупции

17,2%

Усиление роли судов

16,5%

Систематическое воспитание законопослушания, разъяснительная и правовая работа среди населения

15,8%

Более широкое освещение в средствах массовой информации антикоррупционной тематики

14,5%

Предоставление более широких полномочий правоохранительным органам

7,7%

Другое

1,0%

 

85

Related Post

Проект завершаетсяПроект завершается

Социальный корпоративный фонд «ЗУБР» (г. Усть-Каменогорск) завершает работу над проектом «Расширение социально-экономических возможностей женщин ВКО за счет создания инструментов, помогающих удовлетворить их потребности и защитить их права» при поддержке Канадского

Оказание информационной, консультационной, методической поддержки государственным органам, формирующим и реализующем государственный социальный заказОказание информационной, консультационной, методической поддержки государственным органам, формирующим и реализующем государственный социальный заказ

Консалтинг-Центр «ЗУБР» приступил к реализации проекта «Оказание информационной, консультационной, методической поддержки государственным органам, формирующим и реализующем государственный социальный заказ» по заказу Комитета по делам гражданского общества Министерства по делам религий

ЭЫДҰ елдерінің халықаралық тәжірибесі негізінде КЕҰ-ның әлеуметтік-экономикалық дамуға қосқан үлесін есепке алу әдістемесін енгізуЭЫДҰ елдерінің халықаралық тәжірибесі негізінде КЕҰ-ның әлеуметтік-экономикалық дамуға қосқан үлесін есепке алу әдістемесін енгізу

14 қарашада Нұр Сұлтан қаласында«ЗУБР»әлеуметтік корпоративтік қорыжоба аясында жүзеге асыратын «ЭЫДҰ елдерінің халықаралық тәжірибесі негізінде КЕҰ-ның әлеуметтік-экономикалық дамуға қосқан үлесін есепке алу әдістемесін енгізу» жобасының нәтижелері туралы көпшілікке арналған таныстыру