г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости Развитие социального предпринимательства в Казахстане, в чем основные трудности?

Развитие социального предпринимательства в Казахстане, в чем основные трудности?

     Во всем мире одной из наиболее эффективных форм решения социальных проблем, помимо государственной поддержки, является организация социальных предприятий. Такая форма поддержки, предполагает не просто оказание помощи через проведение благотворительных акций, а организацию полезного для общества дела на взаимовыгодных условиях. То есть представители социальных групп выступают не только потребителями благ, но и их создателями. Как правило, такая форма ведения бизнеса предполагает некоторые преференции со стороны государства.
     В законодательстве РК на сегодняшний день нет однозначно закрепленных определений таких понятий, как «социальное предприятие» и «социальное предпринимательство». Как следствие, государством не предоставляется абсолютно выгодных условий, которые бы однозначно играли в пользу выбора такой формы ведения бизнеса. С юридической точки зрения социальное предприятие может быть создано как в форме неправительственной организации, так и в форме коммерческого предприятия.
     Но как показывает практика, на сегодняшний день в Казахстане все же существуют примеры успешного функционирования соцпредприятий, хотя конечно их не так много, как хотелось бы. Как правило, такого рода предприятия создаются в форме неправительственных организаций, например, общества инвалидов. Чаще всего руководитель такого предприятия сам является представителем его целевой группы. Объединившись изначально для решения общих проблем и задач, данные организации со временем осознают необходимость развиваться дальше для того, чтобы иметь возможность обеспечивать себя и свою семью.
     Несмотря на свою эффективность практика создания социальных предприятий у нас в стране не получила настолько широкого распространения, чтобы стать не исключением, а обыденной реальностью. Немаловажную роль в этом, на наш взгляд, играет тот факт, что различные категории населения, по ряду объективных причин, не обладают достаточным уровнем знаний и навыков, необходимых для реализации социальных идей и проектов в форме социального предприятия. Социальному проектированию и ведению бизнеса в форме социального предприятия сегодня не обучают в ВУЗах. В настоящий момент нет не только отдельной специальности, но и даже отдельного предмета, в рамках которого студенты, например, экономических специальностей, могли бы узнать о возможностях и преимуществах коммерциализации социальных проектов. Специальность же «Социальная работа» не предполагает какого-либо обучения основам ведения бизнеса, а лишь готовит специалистов для работы с определенными категориями граждан. Всевозможные республиканские инициативы, как правило, также узко направлены: содержат меры либо в сфере поддержки бизнес-инициатив, либо в сфере социальной поддержки.
     Справедливости ради, стоит отметить, что уже на протяжении нескольких лет в Казахстане предпринимаются отдельные попытки стимулирования развития соцпредприятий и эти попытки имеют определенный успех. В то же время какая-либо единая централизованная система, обеспечивающая мультипликацию результатов и преемственность проводимой работы, до сих пор отсутствует. Как отсутствует и единая система знаний в данной сфере, которая могла бы со временем, в том числе, лечь в основу соответствующей законодательной базы.
     Согласно выводам исследования общественного мнения в сфере развития социального предпринимательства, проведенному СКФ «ЗУБР» большинство граждан сегодня слышали термин «социальное предпринимательство», но нет единого четкого понимания того, в чем его суть. Обществу сложно поверить в тот факт, что, решая социальные проблемы, можно получать прибыть. В умах многих существует стереотип: «бизнес — выгода», «социальное – убыточное, требующее постоянного финансирования». Именно поэтому людям крайне сложно увязать два эти явления в одно определение.
     Представители общественного сектора в большей степени теоретически информированы о сути деятельности социальных предприятий, однако далеко не всегда коммерчески подкованы для того, чтобы создать схему работы, приносящую прибыль. В большей степени ориентированы на содействие со стороны государства. Представителей же коммерческого сектора далеко не всегда привлекает социальная сфера в качестве поля деятельности. Возможно потому, что они, в отличие от НПО, не знакомы с особенностями взаимодействия с определенными социальными группами, не информированы об их потребностях и особенностях работы с ними. Предпочитают искать более понятные сферы для работы. Сами же представители социально защищаемых слоев населения, в виду различных факторов, чаще всего пассивны в решении собственных проблем.
     Представители всех секторов общества осознают, что решение социальных проблем – это общая задача (а не только государства), а также осознают положительные изменения для общества в целом от такого рода участия, однако далеко не все готовы к самостоятельным практическим шагам. Общество верит в социальные предприятия, но до тех пор, пока социальное предприятие в нашей стране не имеет официального статуса, дающего определенные преимущества по сравнению с другими формами ведения дел, вряд ли оно станет популярно.
     С возможностями и видами государственной поддержки, существующих на сегодняшний день для коммерческих организаций многие попросту не знакомы, а, следовательно, не проецируют их в качестве возможностей поддержки на создание и развитие потенциальных социальных предприятий.
     Существует потребность в информировании и обучении социальному предпринимательству, чтобы оно стало популярнее.
     Отношение представителей молодежи к такой форме ведения дел, как социальное предприятие, достаточно лояльное. Молодых людей, с одной стороны, интересует все новое, предполагающее нестандартный, креативный подход. С другой стороны – молодежь, в силу природных особенностей более оптимистична, более склонна к риску. На наш взгляд, именно молодежь может стать хорошим ресурсом для развития и популяризации социального предпринимательства для широких масс.
 
     В рамках проекта: «Разработка обучающей программы новым подходам в социальном проектировании, government relations, фандрайзинге, социальных коммуникациях, образовательные курсы, по регионам страны с финалом в городе Астане и проведением конференции лидеров молодежных НПО»
     Проект реализуется в рамках Года молодежи, по государственному гранту НАО «Центр поддержки гражданских инициатив (CISC) при поддержке Министерства информации и общественного развития РК.
28

Related Post

Проблемы взаимодействия государства и НПОПроблемы взаимодействия государства и НПО

Проблемы, с которыми сегодня сталкиваются и Уполномоченные должностные лица государственных органов по взаимодействию с институтами гражданского общества, и НПО при выстраивании взаимодействия: Недостаточный уровень информированностисторон о существовании, задачах и результатах

Пособие по уходу за ребенком по достижении им полутора летПособие по уходу за ребенком по достижении им полутора лет

Ежемесячное государственное пособие по уходу за ребенком по достижении им полутора лет   Право на пособие имеют лица, осуществляющие уход за ребенком и не являющиеся участниками системы обязательного социального страхования

Сравнительный анализ планов закупок по Государственному социальному заказкуСравнительный анализ планов закупок по Государственному социальному заказку

Проект «Внедрение механизмов прозрачности и доступности участия НПО в системе госсоцзаказа» реализуется при поддержке Фонда Евразия в рамках программы «Социальные инновации в Центральной Азии», финансируемой Агентством США по международному развитию