С октября 2020 года Консалтинг-Центр «ЗУБР» работает над проектом «Повышение прозрачности и эффективности системы государственного финансирования социальных проектов НПО в РК». Данный проект реализуется в рамках гранта Программы по поддержке гражданского общества Центральной Азии. Программа реализуется Фондом Евразия и спонсируется Агентством США по международному развитию (USAID).

Система государственного социального заказа в Казахстане встроена в общую систему госзакупок, которые в свою очередь реализуются посредством Электронного портала государственных закупок (далее Портал). В 2016 году произошел полный переход к осуществлению всех госзакупок в стране в электронный формат. Это обусловлено стремлением к снижению бюджетных расходов, созданию равных условий конкуренции среди поставщиков, сокращению бумажного документооборота, а также повышению открытости и прозрачности процесса госзакупок и минимизации рисков коррупционных проявлений. Посредством Портала в Казахстане реализуется на сегодняшний день полный цикл государственных закупок.

Система ГСЗ, с одной стороны, является частью госзакупок, но с другой – имеет ряд своих тонкостей и нюансов, которые, к сожалению, не всегда учитываются возможностями Портала. В данной статье предлагаем рассмотреть некоторые примеры, подтверждающие обоснованность данного суждения.

  • Закон о госзакупках устанавливая среди принципов госзакупок открытость и прозрачность закупочного процесса, в то же время, предусматривает ряд исключений, (например, как: сведения, составляющие государственные секреты и служебная информация ограниченного распространения). В отношении них информация не публикуется на Портале.

В отношении ГСЗ порядок закупа путем прямого заключения договора распространяется на специальные социальные услуги и услуг инватакси, приобретаемые у общественных объединений инвалидов. Процедуры же закупок не отличаются от коммерческих, то есть ключевой является низкая цена. Однако непонятно на основании чего заказчик определяет в таких случаях поставщика, с которым напрямую заключается договор, при равенстве цен. Протокол итогов закупок (результат выбора) доступен уже после того, как заключены договора на оказание услуг. Следовательно, у потенциальных поставщиков нет возможности обжаловать процедуры и результаты закупок.

  • Отдельно необходимо сказать о несовершенстве форматно-логического контроля Портала. Его точность и степень детализации проработки оставляют желать лучшего. Текущая версия Портала не обеспечивает в полной мере техническое соответствие процессов и процедур действующему законодательству.

Так, например, по закону при закупке путем прямого заключения договора на оказание специальных социальных услуг, заказчик в обязательном порядке должен прикреплять к договору отчет об итогах проведения госзакупок. Не редки случаи, когда отчет на Портале отсутствует. Однако, система позволяет беспрепятственно исполнять договор. Хотя нарушение законодательства здесь налицо.

Другой пример - согласно Правил, госорганы на основе анализа формируют темы ГСЗ и размещают соответствующую информацию на своем интернет-ресурсе для публичного обсуждения с НПО и гражданами. В течение не менее 10-ти рабочих дней должно происходить их публичное обсуждение. Поступившие комментарии должны быть рассмотрены госорганом в течение 3-х рабочих дней, и принято решение об их принятии либо отклонении с указанием обоснований. Итоги должны быть также опубликованы на интернет-ресурсе. Только после этого госорганы имеют право разрабатывать проекты техспец для последующего проведения конкурса.

На практике же мы видим, что данные требования Правил соблюдаются далеко не всегда. Причины могут быть разными. Тем не менее очевидно, действующая версия Портала не обеспечивает выполнение данного требования – его невыполнение никак не отражается на возможности организации закупок и не приводит к каким-либо мерам в отношении госоргана, его нарушившего.

  • На Портале ведется реестр поставщиков. В нем содержатся базовые сведения о поставщиках (адрес, номер налоговой регистрации). Однако в нем отсутствует информация о деятельности поставщиков и их опыте. Единственным источником данных о прежнем опыте, репутации поставщика служит «черный список» - реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Мало официальных механизмов, позволяющих проследить, насколько эффективно поставщик исполняет свои обязательства. Нет систем или инструментов контроля, которые бы давали государству доступ к информации за рамками административных шагов, предусмотренных договорами. Проще говоря, государству доступна информация только о приеме-передаче товаров, работ и услуг.

  • Зарегистрированные на Портале поставщики, участвуя в конкурсе, на определенном этапе имеют полный доступ к конкурсным заявкам, других участников. Это, с одной стороны, являясь залогом прозрачности, с другой – несет в себе серьезнейшие риски раскрытия служебной коммерческой или конфиденциальной информации. Под видом поставщиков могут скрываться подставные компании, которые участвуют для получения доступа к служебной информации конкурентов. Доступ к такой информации может привести к махинациям или сговору потенциальных поставщиков. Это позволяет подавать жалобы в отношении неточностей или ошибок в таких предложениях (через модуль жалоб).

Обнародование же служебной коммерческой информации (к примеру, о моделях ценообразования и удельной прибыли) помимо всего прочего, может негативно сказаться и на желании организаций участвовать в закупках.

Помимо этого, в доступе оказывается и личная информация сотрудников организаций. Так, например, информация о пенсионных отчислениях по закону является конфиденциальной. Однако при участии в конкурсе она служит подтверждением стажа сотрудников. Потенциальные поставщики, участвующие в конкурсе и не предоставившие пенсионные выписки (не подтвердившие их стаж) будут отклонены.

  • Открытость и доступность информации является основой демократического общества. Портал дает любому желающему доступ к информации о том, какого рода проекты реализуются, их целях, задачах, планируемых результатах, а также объеме финансирования и даже о том, какая организация является исполнителем. Другой стороной медали при этом являются нередкие ситуации, когда «общественные активисты», изучив информацию на Портале, публично высказывают негативное мнение об эффективности расходования госбюджета. Безусловно каждый гражданин имеет право на собственное мнение и право на то, чтобы беспрепятственно его высказывать. Однако, как показывает анализ, далеко не всегда высказываемые суждения объективны. Происходит это как в виду недостаточного уровня компетентности, так и намерено (как принято говорить «ради хайпа»). Контролирующие госорганы, встречая широкий общественный резонанс в отношении опубликованных негативных мнений о социальном проекте, реагируют на него соответствующей проверкой. Зная данный факт, некоторые недобросовестные организации, используют такой прием для «создания проблем» конкурентам.
  • Объем сводных статистических данных и актуальных отчетов, опубликованных в открытом доступе на Портале крайняя ограничен. В каждом модуле есть инструмент статистики, где можно ознакомиться с базовыми показателями. Тем не менее, этих данных недостаточно для детального анализа: отсутствуют статистические определения (метаданные) и нет возможности фильтровать данные по периодам или экспортировать в машиночитаемом формате. Не вполне ясно каким образом происходит формирование статистики. Например, конкурс в рамках госсоцзаказа признан несостоявшимся и происходит закуп из одного источника. Как учитываются в дальнейшем эти закупки в статистике (конкурс/закуп из одного источника)?

Подсчитываемые категории значений статистики изначально собраны не вполне корректно – поле «способ закупки» помимо способов предлагает выборочную классификацию по некоторым видам закупок. То есть в качестве альтернативных вариантов предложены не взаимно исключаемые категории.

Пользователю невозможно сделать какие-либо выводы о том, на каком этапе находятся отраженные в статистике закупки и в какой момент закупки начинают учитываться в статистике.

Нет информации о том, какое количество закупок произведено путем прямого заключения договора в разрезе категорий, обозначенных статьей 39 Закона (а их более 50 видов). А это, к слову сказать, львиная доля от общего числа закупок.

  • С 2018 года введена обязательная абонентская плата за использование Портала. Плата взымается для доступа к двум основным функциям: подача заявки на участие в госзакупках и согласование и подписание договора о госзакупках. Уровень платы зависит от объема закупок или от суммы договоров, подписанных через Портал. Относительно открывающихся возможностей привлечения финансирования объем платы выглядит вполне приемлемым. Но на наш взгляд, это касается коммерческих закупок. Вызывает вопросы необходимость внесения платы для участия в закупках по госсоцзаказу. На наш взгляд здесь возникают серьезные противоречия, так как выделяемые средства являются целевыми. Социальные проекты не предполагают получения прибыли, а, следовательно, не понятно на какие статьи НПО предположительно может/должна относить такого рода расходы. Получается, чтобы иметь возможность реализовывать социальные проекты в рамках ГСЗ, НПО априори должна параллельно заниматься, в том числе, коммерческой деятельностью.