На сегодняшний день проектной командой инициирована эдвокаси кампания по внесению изменений в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих систему государственного социального заказа и государственных грантов. Уже разработано более 100 поправок по 4-м НПА, направленным на совершенствование системы государственного финансирования. Ведется активное обсуждение вносимых изменений с представителями Уполномоченного органа – Министерства информации и общественного развития РК, а также с представителями гражданского общества в рамках Рабочих (экспертных) групп.

В ходе анализа процессов формирования, реализации, мониторинга и оценки ГСЗ, был обнаружен ряд проблем, касающихся госсоцзаказа специальных социальных услуг. Поэтому было принято решение о выделении ГСЗ ССУ в отдельный блок работы.

Ниже традиционно приведем несколько примеров:

  • Данная сфера закупок регулируется рядом дополнительных законов и подзаконных актов. Для многих заказчиков система ГСЗ и процедуры закупок являются сложными и непонятными (подтверждено результатами интервью). В виду неоднозначности трактования отдельных норм, нередки случаи, когда они применяются заказчиками по своему усмотрению. Это касается и способа закупа услуг. На наш взгляд (и с нами согласны многие потенциальные поставщики ССУ, принявшие участие в проекте), такое положение дел является недопустимым, так как создает поле для коррупционных проявлений.
  • Несовершенство действующего законодательства в части возможностей демпинга потенциальными поставщиками ССУ, приводят к тому, что в конечном итоге страдает качество этих услуг и интересы конечных услугополучателей.
  • Также не может не сказываться на качестве услуг и тот факт, что в действующих условиях допустима ситуация, при которой большая часть лотов попадает в руки к одной организации, которая, к слову при этом, может даже территориально принадлежать к другому региону.
  • Очевидно, что приведенные выше ситуации требуют решения. Однако внедрение изменений осложняется тем, что специфика закупа специальных социальных услуг относится к государственному социальному заказу и по логике должна регулироваться МИОР РК. Однако функция контроля за оказанием специальных социальных услуг относится к другому госоргану - Министерству труда и социальной защиты населения РК (МТиСЗН РК).

Мы привели лишь некоторые, наиболее очевидные примеры необходимости совершенствования системы ГСЗ именно в части ССУ. Проектная команда КЦ «ЗУБР» и дальше будет работать в направлении совершенствования процессов и процедур государственного финансирования социальных проектов и услуг. Если Вам есть чем поделиться с нами на эту тему, мы будем рады услышать ваше мнение.