Внушительная часть специальностей, предлагаемых организациями технического и профессионального образования (ТиПО) Казахстана на сегодняшний день, представлена рабочими (столяр, слесарь, фрезеровщик, повар, парикмахер и т.д.), а также гуманитарными (педагоги, младший и средний медперсонал, соцработники, переводчики, секретари и т. д). профессиями. Очевидно, что некогда популярные специальности, предлагаемые организациями ТиПО, сегодня утратили былую привлекательность.
    В советское время, в период масштабного строительства не только жилых домов, но и производственных предприятий, рабочие профессии были на пике востребованности, и быть рабочим было почетно. Популярность же многих гуманитарных профессий определялась общественной идеологией того времени – профессия учителя, врача хоть и не предполагали тяжелый физический труд, но являлись крайне важными и значимыми для советского общества. Например, престиж профессии учителя сложился в 1930-е годы, когда масса советских людей была неграмотна и малограмотна.
Эталоном успешной карьеры сегодня являются топ-менеджеры крупных компаний, руководители ключевых госорганов, да что уж говорить, быть фрилансером в каком-либо узко специализированном направлении (IT-технологии, бизнес-управление и т.д.) и даже популярным блогером, сегодня зачастую престижнее, чем быть строителем, сварщиком или врачом. Во многом тому способствовало развитие современных средств коммуникаций (интернет, социальные сети).
     Казалось бы, а что плохого в том, что человек сегодня имеет более широкие возможности выбора, как именно ему зарабатывать и в чем совершенствоваться? Здесь в пору вспомнить философов и классиков экономической теории, небезосновательно утверждавших, что эффективное развитие непроизводственной сферы возможно лишь при развитии производственной.
     Говоря о престижности профессий, предлагаемых ТиПО, в советский период, нужно помнить, что и экономика тогда была плановой, то есть зарплата любого специалиста определялась исходя из объективных показателей ценности его результатов труда. Подготовка же кадров осуществлялась в соответствии с запросами предприятий, а трудоустройство осуществлялось государством посредством распределения. Поступая на определенную специальность, человек был уверен, что по окончании учебы будет трудоустроен по специальности. Обучение и карьерный рост в советской системе чаще происходили «снизу вверх». Овладевая той или иной профессией, человек постепенно совершенствовался в ней, параллельно проявляя/получая дополнительные навыки (в том числе управленческие), продвигался по карьерной лестнице.
     В рыночной экономике, являющейся условно саморегулируемой, доход человека во многом зависит от того, насколько выгодно он сам может «продать» собственные умения и навыки – убедить других в собственной ценности и/или ценности того, что он делает. Зачастую уровень трудовых доходов того же блогера и, к примеру, сварщика несоизмеримо отличается не в пользу последнего. Невооруженным взглядом виден своего рода рыночный «перекос» существующей цены (заработной платы) на определенные виды труда и их реальной ценности для общества. Получив же высшее образование, молодые люди стремятся напрямую попасть в кресло управленца, обладая лишь теоретическими знаниями, которые не всегда соответствуют практической действительности. Такая «мода на менеджеров» приводит к тому, что на рынке крайне мало действительно профессиональных специалистов.
     Катастрофический дефицит кадров рабочих профессий существует во многих странах мира. Именно поэтому и поиском решений озадачена мировая общественность - создаются международные организации, самая известная из которых – WorldSkills. Она является организатором крупнейшего мирового конкурса среди представителей рабочих профессий. В 2019 году, чемпионат мира WorldSkills проходил в Казани. Финалисты из разных стран показывали свое мастерство в 56 дисциплинах (перечень год от года расширяется).
     WORLDSKILLS является одним из действенных механизмов распространения и унификации требований к квалификациям и умениям в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров. По сути – это надстройки к квалификациям массовой практики. Это особенно проявляется в наукоемких квалификациях – в мехатронике, робототехнике, программировании CAD, работе на станках с ЧПУ, сварочных технологиях.
Казахстанские студенты впервые приняли участие в международном чемпионате WorldSkills в 2015 году, где сборная страны заняла 50-е место среди 74-х стран. До этого, начиная с 2012 года, в Казахстане на ежегодной основе проводился республиканский конкурс профмастерства среди обучающихся организаций ТиПО.
    Примерами страновых практик по решению проблем повышения престижности рабочих специальностей и привлечения большего числа молодых людей к возможностям получения образования в ТиПО могут служить найденные в сети интернет примеры Германии, Японии, России.
     Германия является признанным лидером создания и реализации эффективной системы подготовки рабочих. В системе профессионального образования здесь развились три направления обучения: мануализм (ручной труд) - непосредственно обучение профессии, профессионализм - выработка необходимых для трудоустройства и работы умений, навыков и черт характера (самодисциплина, навыки общения, стрессоустойчивость и т. д., все то, что сейчас принято вкладывать в понятие «soft skills»). Третье направление – так называемый «активизм» - предполагающее, что трудовой является любая деятельность, предусматривающее возможность внеклассной активности – кружки по интересам, самодеятельность, международный обмен и т. д. Именно благодаря комплексной системе обучения большой сегмент работников среднего уровня квалификации в Германии (около 60%) обладают высокой степенью автономии (самостоятельности в процессе профессиональной деятельности и управленческими навыками).
     В Японии существует проблема непрестижности работы водителей большегрузного транспорта (дальнобойщиков), хотя в стране для этой профессии есть буквально все: новые современные грузовики, дороги и инфраструктура (охраняемые стоянки, кафе, магазины, места отдыха). Спрос на таких водителей со стороны бизнеса очень большой. Чтобы привлечь молодежь, компании организуют акции трансконтинентального масштаба. Так, в 2018 году японские дальнобойщики перегнали из Голландии в Японию две фуры, проделав путь длиной 13 000 км через 5 стран. Пресса назвала их дорожными самураями, а по возвращении на родину они получили большую известность. Кстати, это не единственный пример, когда популярность японского водителя большегруза вышла далеко за пределы страны - миниатюрная девушка Рино Сасаки, впервые севшая за руль фуры, чтобы подменить своего отца, стала любимицей молодежи в социальных сетях. Рино показывает быт дальнобойщиков, выкладывает свои фото и рекламирует известные бренды. Для своих подписчиков она - пример успеха, которому хочется следовать. 
     Интересен опыт отдельных Российских учебных заведений Тюменской области первый пример - это Квест-игра Selfie-забег «Буду профи» - командная игра, где каждая команда должна пройти 8 игровых станций и «окунуться» в мир представленных профессий и специальностей, которые можно получить, закончив обучение в образовательной организации (1 станция – 1 профессия). Второй пример - технология профессиональных проб, предложенная для школьников, рассматривающих вопрос поступления в учебные заведения медицинской направленности, где им предлагается выполнить ряд медицинских манипуляций, подобранных с учетом знаний, полученных ими ранее на уроках биологии и ОБЖ. Данные манипуляции предварительно демонстрирует группа студентов, поясняя каждое действие. Применение тренажеров – накладок и/или имитаторов ранений и поражений для наглядности.
Еще одним направлением работы по повышению престижности образования в ТиПО среди молодежи можно назвать всевозможные информационные и PR-кампании в СМИ. Например, проведённый в 2010г. в Калужской области был конкурс среди СМИ, активно освещающих данную тему, цикл радиопередач профориентационной тематики для радио «Зенит» (Санкт-Петербург) в 2009г, открытый форум работающей молодёжи «Золотые кадры XXI века», проводимый ежегодно в Кировской области. Власти Коми пошли еще дальше и объявили конкурс по разработке проекта агитационного плаката в поддержку рабочего движения в рамках кампании «Суровая специальность». На плакатах, которые в итоге должны были украсить улицы Ухты, были изображены погрязшие в быту привлекательные девушки, заявляющие, что им «Срочно нужен слесарь (сантехник, сварщик)». Примеры работ, были выставленных на суд общественности. По окончании проекта их заменили на новые плакаты с надписями: «Нашла настоящего мужчину».
 
     Как мы видим, среди примеров зарубежной практики можно выделить такие способы повышения престижа рабочих профессий как: регулярное освещение рабочих профессий в СМИ; создание тематических социальных сетей; проведение конкурсов и акций различного уровня среди учащихся и рабочих; создание конкурентоспособного социального пакета для рабочих, реформирование профессионального образования по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров. В то же время такие меры будут эффективны лишь в том случае, если предлагаемое ТиПО образование, будет способно обеспечить молодым людям конкурентоспособность на рынке труда, достойный уровень оплаты...
А что еще?  Как считаете Вы?
 
 
Материал подготовлен в рамках проекта СКФ «ЗУБР» «Кадровая молодежная политика: вызовы и точки роста», при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.
Следите за ходом реализации проекта на наших страницах в социальных сетях и на нашем сайте www.zubr-consulting.kz
 
Контакты проектной команды:
г. Усть-Каменогорск, Социальный корпоративный фонд «ЗУБР»,
8 777 73 555 32 (Воскресенская Маргарита)