В Казахстане в настоящее время реализуется множество программ, направленных на повышение качества жизни населения. НПО при этом выступают своего рода посредниками между государством и обществом, реализуя запланированные правительством мероприятия в рамках государственного социального заказа (ГСЗ).
За годы существования системы госсоцзаказа совершенствовались ее всевозможные аспекты: законодательная база, инструменты и методы взаимодействия, подходы непосредственно проектной работы, механизмы контроля и оценки результатов и т.д.
     Как представители государства, так и общественные организации сегодня имеют уже достаточно богатый практический опыт участия в подобного рода совместной работе. Тем не менее, процессы трехстороннего взаимодействия «государство – НПО - население» пока нельзя назвать совершенными. По-прежнему существует целый ряд различного рода проблем, способных оказывать значительное влияние на качество реализации государственного социального заказа.
     Одна из таких проблем – недостаточно эффективная работа по выявлению потребностей целевых групп и организации обратной связи и оценке его результатов. Стремясь к достижению индикаторов и показателей, выполнению целей и задач, кране важно не забывать, что в первую очередь, вся эта система функционирует для того, чтобы с каждым днем делать жизнь реальных людей немного лучше.
 
     Консалтинг-Центр «ЗУБР» в рамках проекта «Осуществление мониторинга реализации государственного социального заказа в Центральном и Восточном регионе (г. Нур-Султан, г. Алматы, Карагандинская и Восточно-Казахстанская области) на 2019 год», реализуемого по заказу Министерства информации и общественного развития РК провел исследование среди бенефициаров проектов.
     Цель исследования заключалась в вовлечении представителей различных целевых групп и заинтересованных сторон в совместную работу по анализу проблем формирования и реализации государственного социального заказа, а также налаживании конструктивного диалога для поиска решений.
Предлагаем ознакомится с общими основными результатами.
     Большинство респондентов (77%) в той или иной степени знают/слышали, что государственный социальный заказ реализуют неправительственные организации.
Однако тех, кто признались, что не знают и тех, кто затруднился ответить в общей сумме немало - 23%. Если учесть, что опрос проводился среди непосредственных участников мероприятий проектов, реализуемых в рамках ГСЗ, то показатели заставляют задуматься об эффективности информационной работы.
     Сами респонденты также согласны с этим - низкую осведомленность граждан о деятельности неправительственных организаций отметили в качестве одной из основных проблем взаимодействия между НПО и целевыми группами 47%.
     На втором месте «отсутствие у населения понимания сути деятельности неправительственных организаций» - 45% которое также, в первую очередь, следствием недостатка информированности.
     Получается, что, пользуясь услугами неправительственных организаций, представители конечных бенефициаров далеко не всегда соотносят эту помощь с государственными мерами.
     На наш взгляд, достаточно тревожный «звоночек», характеризующий степень эффективности (а точнее неэффективности) реализации проектов в рамках госсоцзаказа и тот факт, что только 2/3 участников мероприятий имели к этому личную заинтересованность.
     В то же время нельзя не отметить, что по собственному признанию участников исследования, большинство из них все же смогли в той или иной степени решить собственные проблемы/задачи в рамках реализации проекта. То есть в конечном итоге участие было им полезно. Лишь 8% однозначно заявили, что в их жизни после участия в проекте абсолютно ничего не изменилось, и еще 14% затруднились ответить на данный вопрос.
     Средняя оценка удовлетворенности представителей бенефициаров по итогам участия в проекте по 5-ти балльной шкале составляет 4 балла, то есть «хорошо».
В пользу относительно высокой оценки качества услуг НПО в рамках ГСЗ говорит и тот факт, что большинство считают, что так или иначе формирование ГСЗ в Казахстане происходит на основе реальных потребностей людей (64,5%)
     Интересно отметить, что вариант ответа «непрофессионализм/некомпетентность неправительственных организаций», как и в прошлом году, оказался наименее популярным среди респондентов и набрал в среднем 4%.
     При ответе на вопрос о том, «За счет каких факторов, по мнению граждан, НПО выигрывают проекты по госсоцзаказу?», почти четверть (24%) полагают, что это происходит с использованием не вполне законных рычагов - коррупционных схем и личных связей. Возможно, что данное мнение основано и не на конкретных фактах, а на опыте и примерах, не имеющих отношения к реализации ГСЗ – транслируется общее мнение о коррумпированности нашего общества. Тем не менее нельзя не обращать на него внимание, и государственным органам и НПО следует искать пути изменения собственного имиджа в глазах населения.
     Справедливости ради стоит отметить, что половина респондентов 51,4% от числа опрошенных признают, что немаловажную роль при распределении ГСЗ все же играет большой опыт работы организаций, а также их соответствие предъявляемым заказчиками квалификационным требованиям.
     Достаточна велика и доля тех, кто уверен, что подаваемые заявки, при всем, несомненно, высокого качества – 38%.
     Подводя общий итог, можно сказать, что на сегодняшний день процесс совершенствования системы государственного социального заказа все еще очень далек от завершения, еще остается весомый пласт работы, успех которой возможен только при условии скоординированной и слаженной работы всех участников.