Cоздание НПО

НАПРАВЛЕНИЯ НПО

Законодательно определено, что некоммерческие организации могут создаваться для:

—       достижения социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных, управленческих целей;

—       защиты прав, законных интересов граждан и организаций;

—       разрешения споров и конфликтов;

—       удовлетворения духовных и иных потребностей граждан;

—       охраны здоровья граждан,

—       охраны окружающей среды,

—       развития физической культуры и спорта;

—       оказания юридической помощи,

а также в других целях, направленных на обеспечение общественных благ и благ своих членов (участников).

Из всего представленного разнообразия вы не только должны выбрать то, чем будете заниматься, но и конкретизировать выбранное направление – и для собственного понимания, и для закрепления в учредительных документах.


ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ МИССИЯ НПО

Миссия — главная общая цель организации, причина, смысл ее существования

Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус организации, принципы ее работы, намерения. Она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации.

Миссия объясняет, для чего (во имя чего) создана организация, что она собирается сделать. Миссия — это главная цель организации. Это ориентир для движения на многие годы.

На первом месте, как правило, стоят интересы, ожидания и ценности потребителей, ориентированные на перспективу.

Формулировка миссии должна быть:

  • короткой и простой(что делает ее понятной и легкой для запоминания);
  • гибкой(что сделает ее более долговечной и приспосабливаемой к новым обстоятельствам);
  • отличнойот миссии других подобных организаций;
  • конкретной;
  • четкой в формулировке.

Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1-2 коротких предложения — брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:

  1. цель функционирования организации,
  2. область деятельности организации,
  3. философия организации,
  4. методы достижения поставленных целей,
  5. методы взаимодействия организации с обществом.

Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Миссия — центральный, но не единственный элемент иерархии целей организации. С понятием «миссия» тесно связаны понятия «видение», «ценности», «цели», «показатели результативности», «целевые показатели», «ключевые факторы успеха», «компетенции». Все эти понятия формулируются на основе миссии.

Факторы выработки миссии

Как считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

• история организации, в процессе которой вырабатывалась философия, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

• существующий стиль поведения и способ действия руководства и персонала;

• состояние среды обитания организации;

• ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

• отличительные особенности, которыми обладает организация.

При формулировке миссии ответьте на следующие вопросы:

1. Дает ли Ваша миссия ощущение правильности выбранного пути на будущее?

2. Ясна ли она?

3. Какие изменения должны быть внесены в формулировку Вашей миссии (если они нужны)?

Если Ваша миссия ясна и проста для понимания и дает Вам правильное направление движения на будущее, Вы можете продолжить определение Вашего места. Если миссия туманна или внутри Вашей организации имеются разногласия относительно того, какой должна быть ее миссия, важно разрешить эти вопросы. Может быть, придется кое-что обновить в соответствии с требованием времени. А может быть, придется отвечать на «глобальные вопросы», касающиеся направления Вашего движения, стратегии организации.