Гражданское участие в развитии территорий, в том числе в решении социальных проблем

Гражданское участие — это непрерывный двунаправленный многоуровневый процесс взаимодействия между общественностью и органами власти, ответственными за подготовку, принятие и исполнение решений, включающий в себя: меры, способствующие пониманию общественностью происходящих процессов, важности и возможности участия, информирование участников, сбор мнений и предпочтений по решению проблемы и выбор наиболее приемлемого варианта из возможных альтернатив


МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ

1.       Публичные методы

В процесс вовлекаются все заинтересованные лица. Этот метод хорош для выявления какой либо проблемы и её обсуждения «лицом к лицу». Как правило, такие действия носят стихийный или полустихийный характер. К публичным методам относятся:

1.1. Общественные слушания

1.2. Общественные палаты (как система регулярных общественных обсуждений проблем)

1.3. Депутатские слушания

1.4. Делегирование представителей в комиссии и советы органов власти

1.5. Публичные обращения к депутатам на сходах, встречах и т. п.

1.6. Законные права на выражение мнений (пикеты, митинги, брошюры, газеты, листовки)

1.7. Публичное вовлечение представителей властей в деятельность НПО (собрания, конференции, наблюдательные советы и др.)

1.8. Публикации в СМИ (в том числе «интерактивные дебаты»)

1.9. Кампания в СМИ (в том числе постоянная рубрика)

2.       Непубличные методы

Непубличные методы можно использовать, когда необходимо создать общественный резонанс, заявить о проблеме, волнующей общественность. Требуется предварительная подготовка, и возможно спрогнозировать результат.  Личный контакт, как правило, отсутствует.

2.1. Письма депутатам и представителям исполнительной власти с обращениями

2.2. Сбор подписей под обращениями к депутатам и представителям исполнительной власти по проблемам

2.3. Использование приёмных органов и представителей власти, «общественных» приемных, «горячих телефонов» и т. п.

2.4 Законный комплекс непубличных контактов с представителями органов власти (предоставление документов и актуальной информации, ее адаптация, встречи с экспертами и лидерами общественного мнения, «лоббистская кампания»)

2.5. Обращения к представителям вышестоящих властей («через голову» властей, непосредственно отвечающих за решение проблемы)

2.6. Обращение в контрольные и правоохранительные органы

2.7. Судебная и законная внесудебная «защита общественных интересов» и законных частных интересов. Инициирование и участие в судебных процессах (в том числе в качестве общественных представителей)

3.       Экспертные методы

В работе над проблемой участвуют компетентные люди, профессионалы в определённой интересующей сфере.  Результаты работы обязательно оглашаются публично. Как правило, эта работа носит только рекомендательный характер и не является обязательной при принятии решений. Привлечение экспертов и проведение независимых исследований и экспертиз применимо при анализе проблем и поиске альтернативных вариантов тогда, когда проблема уже очерчена. Метод экспертного участия мало применим для оценки нужд и потребностей сообществ.

3.1. Независимый анализ по отдельной проблеме (в том числе в форме «общественной экспертизы»)

3.2. Регулярный комплексный независимый анализ проблемных процессов

3.3. Предложение властям проектов нормативно-правовых актов, программ и т. п. (в том числе в рамках «народной нормотворческой инициативы»)

3.4. Адаптация (краткое общедоступное изложение) проблем и всех обсуждаемых путей их разрешения (в том числе альтернативных)

3.5. Независимый мониторинг реализации актуальных решений властей, выявление фактов нарушений этих решений представителями власти, предложенные общественности и непосредственно властям

3.6. Инициирование и использование результатов социологических исследований, выявляющих общественное мнение и интересы избирателей, для влияния на решение проблем властью

3.7. Содействие повышению квалификации депутатов и представителей исполнительной власти (в том числе в рамках программ «гражданского образования»).