Cтратегическое управление деятельностью НПО

ПОНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Стратегическое управление — это процесс определения и (установления) связи организации с её окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и её подразделениям.(Шендел и Хаттен)

Стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с её окружением.(Higgens)

Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.


ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


SWOT-АНАЛИЗ

СВОТ-Анализ (SWOT-Analysis) – это инструмент диагностики организации.  Он помогает проанализировать состояние дел с точки зрения её внутренних слабых и сильных сторон, а также оценить окружение с точки зрения неиспользованных возможностей и потенциальных угроз или опасностей.

СВОТ или (SWOT) — это начальные буквы английских слов:

  • Strengths – сильные стороны;
  • Weaknesses – слабые стороны;
  • Opportunities – возможности;
  • Threats – угрозы.

К сильным сторонам можно отнести всё то, что, по вашему мнению, делает организацию сильной, например: наличие офиса, оборудования, источников финансирования, сильной профессиональной команды и т.д.

К слабым сторонам — всё то, что затрудняет вашу работу, например: отсутствие ресурсов, несогласованность действий, устаревшее оборудование, затруднённый обмен информацией между подразделениями и т.д.

Под возможностями понимается то, что вы видите, но пока не используете по тем или иным причинам.  Это определённый потенциал, находящийся в Вашем окружении, например: программы льготного кредитования для предпринимателей, бывший одноклассник в местном правительстве, появление новых сырьевых рынков на своей территории, новые технологии (производственные и информационные) и т.д.

Угрозы  — это то, чего вы опасаетесь и что может реально повлиять в худшую сторону на деятельность вашей фирмы, например: смена благожелательно относившейся к вам администрации, изменение валютных курсов, изменение государственной экономической политики и т.д.


ВИДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.

Среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.

Краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ и контроля за ним, управления ресурсами.

Оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной реализацией планов, работой специалистов, использованием ресурсов.