г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости Возможности реализации прав женщин на социальное обеспечение в определенных жизненных ситуациях

Возможности реализации прав женщин на социальное обеспечение в определенных жизненных ситуациях

СКФ «ЗУБР» продолжает работу над проектом «Экономическая независимость женщин – залог успешности будущих поколений» при поддержке Канадского Фонда Местных Инициатив.

Прежде чем перейти непосредственно к теме, уточним, что речь будет идти в первую очередь о финансовых формах поддержки (предполагающих выплату денежных средств). Кроме того, мы будем рассматривать только лишь ту их часть, которая в большей степени применима именно к женской половине населения.

Чтобы понять, какие именно меры и формы господдержки ходят в круг наших интересов, давайте предположим основные жизненные ситуации, в которых женщины могут объективно нуждаться в такого рода поддержке.

Итак, к таким категориям/ситуациям мы можем отнести:

  • Беременные женщины
  • Женщины, воспитывающие ребенка/детей до 1 года
  • Женщины, воспитывающие ребенка/детей до 3х лет
  • Женщины, самостоятельно воспитывающие ребенка/детей (матери-одиночки)
  • Женщины, состоящие в разводе и имеющие детей
  • Женщины – вдовы, воспитывающие детей
  • Многодетные семьи
  • Многодетные матери
  • Женщины, воспитывающие ребенка-инвалида
  • Женщины, осуществляющие уход за инвалидами с детства
  • Женщины инвалиды
  • Женщины/семьи, имеющие ежемесячный доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума (32668 тенге по состоянию на декабрь 2020 года)

Здесь очень важно отметить, что предложенная градация не является официальной и не закреплена какими-либо официальными документами, а лишь отражает основной перечень ситуаций, в которых, по мнению команды проекта, возникает/может возникать объективная потребность в финансовой поддержке.

 

Социальная защита населения является одной из важнейших сфер проводимой в Казахстане социальной политики. Статья 28 Конституции гарантирует гражданину минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям.

Основным инструментом реализации закрепленного права на соцобеспечение является обязательное социальное страхование граждан. Отношения, связанные с созданием дополнительной формы социального обеспечения участников системы обязательного социального страхования при наступлении случая социального риска, регулируются соответствующим законом — Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».

В соответствии с данным законом, граждане имеют право на следующие виды социальных выплат:

  • на случай утраты трудоспособности;
  • на случай потери кормильца;
  • на случай потери работы;
  • на случай потери дохода в связи с беременностью и родами/ усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);
  • на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.

Как мы видим, несмотря на то, что большая часть видов страхования не предполагает гендерной принадлежности, на практике чаще всего именно женщины являются получателями указанных видов социальных выплат.

Государство гарантирует право на получение социальных выплат при наступлении случаев социального риска гражданам РК, а также наравне с ними иностранцам, лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РК и оралманам (если иное не предусмотрено Конституцией, законами и ратифицированными международными договорами).

 

Статья 28 Конституции гласит, что государством поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения. Вполне ожидаемо, что, механизм практической реализации данного вида страхования не нашел отражения в Законе Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании». Однако стоит отметить, что какого-либо отдельного нормативно-правового документа, регулирующего этот вопрос, нам тоже не удалось найти (в свободном доступе). Имеющаяся в открытых источниках информация указывает на то, что добровольное социальное страхование рассматривается в Республике Казахстан наряду с такими понятиями как благотворительность и меценатство. Исходя из чего смеем предположить, что речь в данном случае идет о добровольном внесении средств в фонд социального страхования (по аналогии с пожертвованиями).

 

Помимо социального страхования в законодательстве Республики Казахстан существует ряд законов и других нормативно-правовых актов, закрепляющих право граждан в определенных жизненных ситуациях на получение соответствующих государственных пособий, а именно:

  • Пособие на рождение ребенка
  • Пособие по уходу за ребенком по достижению им возраста 1 года
  • Пособие для многодетных семей
  • Государственное социальное пособие на случай потери кормильца
  • Адресная социальная помощь
  • Государственное социальное пособие по инвалидности
  • Пособие воспитывающему ребенка-инвалида
  • Пособие по уходу за инвалидом первой группы с детства старше 18 лет
  • Государственное пособие многодетной матери, награжденной подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени

Дополнительным видом финансовой поддержки, доступным некоторым из описанных выше категорий нуждающихся женщин, является возможность оформления алиментов на содержание детей, а в некоторых случаях и на свое содержание.

Алименты не являются финансовой поддержкой со стороны государства, однако законодательное закрепление самого права граждан на получение финансовых средств на их содержание, так же можно отнести к государственным мерам.

Алиментные отношения членов семьи регулируются рядом нормативно-правовых актов, в числе основных из которых можно назвать Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», Гражданский кодекс Республики Казахстан, «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан», Налоговый кодекс и т.д.

 

Как уже было сказано, целью данного обзора является изучение в первую очередь денежных форм государственной поддержки. Тем не менее, считаем важным отметить, что в большинстве случаев являясь представителем одной или нескольких социальных категорий, имеющих право на получение финансовой поддержки со стороны государства, представители целевой группы автоматически попадают в перечень приоритетных категорий других государственных мер в различных сферах. Среди примеров здесь можно назвать: предоставление льгот при получении образования, возможность решения жилищных вопросов на льготных условиях, возможность получения на льготных условиях средств на создание и развитие малого бизнеса и т.д.

Представленная информация не являются исчерпывающей, не учитывают всех нюансов возможных жизненных ситуаций, а потому носит обзорный характер.

Related Post

Cеминар «Ключевые навыки для трудоустройства»Cеминар «Ключевые навыки для трудоустройства»

Уже завтра, СКФ «ЗУБР» проводит семинар «Ключевые навыки для трудоустройства» в рамках проекта «Реализация комплекса мер по системной работе со студентами вузов, трудоустройству и адаптации выпускников на рынке труда»по заказу

Международные примеры формализации процессов взаимодействия между государством и НПОМеждународные примеры формализации процессов взаимодействия между государством и НПО

В мире становится все более ощутимым официальное признание роли гражданского общества в развитии демократии. Подтверждает это тот факт, что правительства многих стран приняли соответствующие официальные документы. Как правило, такие документы

Обучающая консультация в г.СемейОбучающая консультация в г.Семей

Социальный корпоративный фонд «ЗУБР» приглашает Вас и Ваших коллег принять участие в обучающей консультации в рамках деятельности Ресурсного центра поддержки и развития гражданских инициатив (при поддержке ГУ «Управление внутренней политики