г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ (ЧАСТЬ II)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ (ЧАСТЬ II)

Продолжение … Все описанные в предыдущей части примеры недостатков действующей системы, на наш взгляд, оказывают значительное влияние на качество реализации государственного социального заказа, а также, непроизвольно отражаются и на процессах мониторинга и оценки качества реализуемых проектов.

 

Очевидно, что вопросы совершенствования процедур реализации ГСЗ и оптимизации процессов взаимодействия «государство – НПО – бенефициары» требуют длительной совместной работы всех его участников.

При этом работа над повышением эффективности системы мониторинга и оценки качества реализации проектов в рамках ГСЗ не только может, но и должна вестись параллельно. Ведь именно общественный мониторинг в мировой практике является одним из наиболее действенных инструментов обеспечения обратной связи между государством и обществом.

То есть, модернизируя систему общественного мониторинга, мы будем способствовать налаживанию цивилизованного конструктивного диалога между участниками данного трехстороннего процесса.

Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы применение такого инструмента, как общественный мониторинг, становится все более популярным среди государственных органов. Есть примеры, как в сфере оказания государственных услуг, так и в отношении эффективности реализации государственного социального заказа.

И этот опыт уже сейчас нельзя назвать безуспешным. В результате проведения мониторинга удается выявить «пробелы» в практике применения законодательства, получить независимый анализ реального положения дел в регионах (в том числе удаленных от республиканских и областных центров), оценить степень удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг или прозрачность процедур и их соответствие нормам законодательства и т.д.

Несмотря на широкий охват сфер, в которых применяются инструменты мониторинга, существует ряд аспектов, снижающих их результативность.

К сожалению, на сегодняшний день общественный мониторинг проводится, как правило, беспорядочно и разрозненно, не обеспечивая последовательность и учет ранее использованных подходов и результатов.

Отсутствует общая методология, процедуры и принципы осуществления общественного мониторинга (как для органов власти, так и для НПО), что значительно влияет на качество предоставляемой информации и получение обратной связи. Рекомендации, полученные госорганами в ходе проведения мониторинга, зачастую не систематизируются и не учитываются для повышения эффективности деятельности.

Практически еще не сформирована культура общественного мониторинга, недостаточно развиты профессиональные подходы и навыки неправительственных организаций.

У органов власти отсутствует мотивация в инициировании процессов общественного мониторинга либо во взаимодействии с мониторинговыми группами, создаваемыми НПО (нет ни желания, ни потребности, ни видения выгод).

Существенным, на наш взгляд недостатком является и тот факт, что система общественного мониторинга качества госуслуг сегодня встроена в систему государственного контроля и оценки. Это приводит к тому, что часто эти понятия плохо разграничиваются самими государственными органами. Получаемая в ходе мониторинга информация используется ими для выполнения собственных функций, например, для подтверждения или проверки показателей и индикаторов своей деятельности, или, что еще хуже, для принятия «карательных» мер в отношении субъектов мониторинга. То есть фактически общественный мониторинг проводится в интересах государственных органов, а не общественности. В то время как основные задачи общественного мониторинга – это, в первую очередь, выявление существующих в работе «пробелов» для своевременного внесения необходимых корректировок и принятия соответствующих мер, чтобы в конечном итоге повысить качество этой работы. Это основное отличие самого понятия мониторинга от понятия оценки.

Нельзя забывать, что ключевым элементом в системе общественного мониторинга являются конечные бенефициары, потребители услуг, реализуемых в рамках государственного социального заказа. Именно они, с одной стороны, являются основным источником информации (что делает ее значительно более ценной в сравнении, например, со статистическими данными), с другой – результаты общественного мониторинга должны в первую очередь приводить к положительным изменениям для данных категорий. Только при этом условии систему общественного мониторинга можно будет считать эффективной.

Отдельно необходимо затронуть тему демпинга в системе реализации государственного социального заказа. В рыночных условиях, наличие конкуренции – это стимул для организаций развиваться и повышать собственную компетентность в соответствующих сферах оказания услуг, потому как только лишь снижение цены не гарантирует большого притока постоянных клиентов. Однако в условиях реализации ГСЗ выбор в пользу той или иной организации, оказывающей услуги, совершается не самим конечным потребителем, а третьим лицом (в данном случае, государственным органом) и цена оказывается решающим фактором. Так по результатам анализа 40 проектов, реализуемых в рамках государственного социального заказа в 2018 году, средний процент «демпинга» составил 37%.

К сожалению, очевидно, что в конечном итоге это крайне негативно сказывается на качестве услуг для бенефициаров.

 

В своем Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» Президент делает отдельный акцент на «Кардинальное повышение эффективности деятельности государственных органов» — «Качество» должно стать новым стилем жизни государственного служащего, а самосовершенствование — его главным принципом. Госслужащие новой формации должны сократить дистанцию между государством и обществом. Это предусматривает постоянную обратную связь, живое обсуждение и разъяснение людям конкретных мер и результатов государственной политики».

Реализация данного направления, на наш взгляд невозможна без разработки общей методологии проведения общественного мониторинга. Методологии, которая будет содержать набор инструментов и методов, описание механизмов реализации, порядок взаимодействия с государственными органами, НПО и другими организациями, вовлеченными в процесс реализации госсоцзаказа и оказание государственных услуг, населением и бенефициарами, порядок рассмотрения рекомендаций и подотчетность сторон.

 

3

Related Post

Экономическая независимость женщин – залог успешности будущих поколенийЭкономическая независимость женщин – залог успешности будущих поколений

Социальный корпоративный фонд «ЗУБР» (г. Усть-Каменогорск) приступил к реализации проекта «Экономическая независимость женщин – залог успешности будущих поколений» при поддержке Канадского Фонда Местных Инициатив. Основная цель проектазаключается в расширении возможностей

Еңбек және зейнеткерлік құқығы: Қазақстан Республикасында жұмысшылар мен жұмыс берушілер қаншалықты қорғалғанЕңбек және зейнеткерлік құқығы: Қазақстан Республикасында жұмысшылар мен жұмыс берушілер қаншалықты қорғалған

    «Еңбек және зейнеткерлік құқығы: Қазақстан Республикасында жұмысшылар мен жұмыс берушілер қаншалықты қорғалған» атты қоғамдық пікірді зерттеу нәтижесі бойынша  талдау есебі  («Еңбек нарығындағы құқықтық қорғанушылық бүгін –лайықты қарттық ертең»

Как пользоваться Картой социальных потребностейКак пользоваться Картой социальных потребностей

Представляем Вашему вниманию видео инструкцию «Карта социальных потребностей». Мы постарались подробно показать и рассказать, как пользоваться этим ресурсом. На ресурсе собрана информация об организациях, местах оказания социальных услуг населению города