г. Усть-Каменогорск, Красина 12/4

Некоммерческий холдинг ЗУБР Новости Совершенствование деятельности информационно-разъяснительных групп в целях реализации приоритетных направлений государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан

Совершенствование деятельности информационно-разъяснительных групп в целях реализации приоритетных направлений государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан

В статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил, что  «будущее творится сегодня в учебных аудиториях» и  «…каждый казахстанец должен понимать, что образование — самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером». Этот тезис, безусловно, актуален в деле обеспечения информационной безопасности граждан и сохранении духовного суверенитета нашего общества.

В связи с этим, исключительную роль приобретает системная информационная работа с населением, в целях выработки в массовом сознании стойкого иммунитета к вирусу радикализма и обеспечения прочного мировоззренческого заслона устремлениям информационных агрессоров.

Большим достижением уполномоченнгана – бывшего Министого орерства по делам религий и гражданского общества РК и заслугой отечественного научно – экспертного сообщества явилось принятие Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы.

В Концепции, определены следующие   стратегические цели:

1) повышение эффективности государственной информационной политики в целях совершенствования государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений;

2) укрепление светских устоев государства;

3) недопущение использования религии в деструктивных целях.

В свою очередь, повышение эффективности государственной информационной политики требует четкого соблюдения структуры идеологической работы, предполагающей последовательную реализацию четырех основных стадий:

1-я стадия: Информирование населения о реализуемых госпрограммах;

2-ая стадия: Разъяснение населению основных стратегических целей, идеологем и приоритетовгоспрограмм;

3-ая стадия: Убеждение населения в актуальности и безошибочности решений, изложенных в принятых государственных программах;

4-ая стадия: Пропаганда и агитация.

К сожалению, в практике информационного обеспечения госпрограмм последовательности перечисленных стадий не всегда уделяется е внимание.

Зачастую, наблюдается ускоренный переход к последней, четвертой стадии, то есть – к пропаганде и агитации без должного внимания к    реализации первых трех этапов информационной работы. Порой это приводит к недостаточному пониманию населением сути госпрограмм. Соответственно, сложившаяся общественно-политическая ситуация требует пересмотра и усовершенствования форм, методов и содержания идеологической работы.

Методологической основой реализации государственной информационной политики в сфере религии и свободы совести, безусловно, являются основные принципы политики светского государства:

1) принцип нейтралитета;

2) принцип толерантности;

3) принцип паритета.

При этом, стоит отметить, что государство у нас светское, но общество — не атеистическое. Общество в нашей стране – многоукладное. Так, по состоянию на 1 января 2017 г. в республике зарегистрировано 3658 религиозных объединений и филиалов, представляющих 18 конфессий. В этой связи, важно разъяснять населению, что укрепление светских устоев государства, вовсе не означает пропаганду атеизма и ущемление интересов религий. Реализация принципов светскости предполагает сотрудничество государства с религиозными объединениями традиционных конфессий в целях использования их потенциала в деле укрепления мира и духовного согласия.

         Однако, в контексте анализа профилактической работы приходится констатировать, что на сегодняшний день «субъект» профилактики зачастую не готов эффективно работать с «объектом» профилактики. Причем это положение наблюдается в различных видах профилактической работы: общей профилактике, специальной (адресной) и пенитенциарной.

На сегодняшний день четко определена классификация субъектов профилактики по направлениям и полномочиям, принимаются   поправки в законодательство, сформулированы приоритеты и идеологемы, обозначены целевые векторы и индикаторы.

Но при этом приходится констатировать, что зачастую уровень квалификации «субъекта» профилактики оставляет желать лучшего.

Организаторам информационно — разъяснительной профилактической работы в лице представителей уполномоченных государственных органов всех уровней крайне важно осознать, что главным действующим лицом в этом процессе является высококвалифицированный лектор-эксперт – член информационно-разъяснительной группы.  Именно он вступает в непосредственный контакт с объектом профилактики, то есть с населением и его целевыми группами. Очевидно, что слабо подготовленный пропагандист – член ИРГ может вызвать нежелательную   обратную реакцию слушателей, а именно — недоверие населения к органам власти и управления. В то время как важной задачей работы информационно разъяснительных групп является укрепление авторитета власти и повышение уровня доверия населения к государственным органам.

 Поэтому в целях получения желаемого результата, полагаем целесообразным проводить информационно-разъяснительную и методическую работу не только с «объектом», но также и с «субъектом» профилактики. Это способствовало бы повышению квалификации всех категорий специалистов — «субъектов профилактики».

 В этой связи представляются актуальными и своевременными меры, намеченные в «Дорожной карте» Министерства общественого  развития РК на 2018 год, а именно:

1)Разрабатывается  единая для республики стандартная профессиограмма члена информационно-разъяснительной группы, которая включает  перечень квалификационных требований, предъявляемых к уровню профессиональных навыков и личных качеств лектора – пропагандиста.

2) В целях подготовки высококвалифицированных кадров контрпропаганды Комитетом общественного согласия МОР РК планируется создание Республиканского специализированного учебного центра в виде круглогодичных сертифицированных курсов подготовки и повышения квалификации лекторов-пропагандистов.

В учебную программу   данных курсов планируется включить наряду с религиоведением также и основы ряда других дисциплин, изучающих различные аспекты профилактики распространения радикальной идеологии нетрадиционных религиозных течений, а именно: истории, политологии, юриспруденции, основ ораторского мастерства, социологии, психологии, этнопедагогики,    культурологии и др.

 Сегодня можно отметить положительный опыт работы аналогичных краткосрочных курсов для некоторых категорий госслужащих, созданных   на базе Центра антитеррористической подготовки Академии КНБ РК. Обучение на этих курсах уже дает реальные результаты, что выражается в системной и квалифицированной деятельности их выпускников в регионах в процессе организации профилактической работы.

3) Уполномоченными органами совершенствуются механизмы финансирования работы информационно-разъяснительных групп в целях материальногостимулирования активных участников профилактических мероприятий. 

          4) Разрабатывается  комплекс пиар-программ и административно-финансовых мер по формированию в обществе высокого престижа и привлекательного социального статуса  профессии лектора-пропагандиста,  включая проведение республиканских и региональных конкурсов членов ИРГ  с освещением в СМИ.

5) В бюджетном плане государственного социального заказа профильных ведомств учитываются проекты по созданию видеофильмов и социальных роликов, направленных на профилактику религиозно-мотивированного экстремизма.  Создание видеопособий профилактической направленности и  размещение   их в социальных сетях позволит охватить широкие слои населения, и,  прежде всего,  молодежную аудиторию.

 Информационная работа с населением – это не сфера любительских экспериментов, а серьезная профессиональная деятельность. На вызов информационных агрессоров в лице миссионеров нетрадиционных религиозных течений и вербовщиков различных мастей должны адекватно отвечать профессионалы.

Предпринимаемые меры, направленные на совершенствование форм и методов информационной работы с населением призваны дать  реальные результаты в  обеспечении информационной безопасности и сохранении духовного суверенитета народа Казахстана.

Иржанов Руслан Самарханович — преподаватель Академии КНБ РК,эксперт–политолог Республиканской информационно-разъяснительной группы Комитета общественного согласия  МОР РК.

Список источников:

  1. Обращение Президента Казахстана Н. А. Назарбаева к участникам международной конференции «Религия против терроризма»//www.nur.kz
  2. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан -2050: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 г. / www.akorda.kz/. Официальный сайт Президента Республики Казахстан.
  3. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Казахстанский путь — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» и «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» от 20 мая 2015 г. Газета «Казахстанская правда», 21 мая 2015 г.
  4. Н.А.Назарбаев«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».Официальный сайт Президента Республики Казахстан.
  5. Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы.

                                       

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

30

Related Post

База данных НПОБаза данных НПО

Уважаемые коллеги! Напоминаем   Вам   о   своевременности   предоставления  информации  о деятельности  организаций за 2017 год в  Базу данных НПО. Срок  предоставления  сведений истекает 31 марта.   Регистрация в Базе данных НПО является обязательным

СКФ «ЗУБР» продолжает работу Ресурного центраСКФ «ЗУБР» продолжает работу Ресурного центра

Қайырлы күн, құрметті әріптестер! «ЗУБР» әлеуметтік корпаративтік қоры Шығыс Қазақстан облысының азаматтық бастамаларын қолдау ресурстық орталығының (РО) жұмысын жалғастырып жатқанын хабарлаймыз💡РО қызметтерін кім ала алады?ШҚО үкіметтік емес ұйымдары (ҮЕҰ), оның

Международные инструменты и технологии по поддержке МСБМеждународные инструменты и технологии по поддержке МСБ

  Практически во всех развитых странах осуществляется государственная поддержка в сельском хозяйстве. Соображения продовольственной безопасности, а также угроза избыточной миграции сельского населения в города заставляет государства субсидировать аграрный сектор за