Специальные социальные услуги: от разобщенности – к интеграции
Рубрики:
На территории Восточно-Казахстанской области полным ходом идет реализация проекта «Модель интегрированных специальных социальных услуг – клиентоориентированный подход» (реализует Социальный корпоративный фонд «ЗУБР» при поддержке Фонда Евразия Центральной Азии и USAIDв рамках инициативы в поддержку эффективного управления). Восточный Казахстан выступает пилотом для апробации подобной модели оказания интегрированных специальных социальных услуг (ССУ).
Основанием для запуска проекта послужили три ключевые проблемные зоны в сфере оказания специальных социальных услуг:
— межведомственная разобщенность основных «поставщиков» ССУ (социальная защита, образование, здравоохранение), в числе которых 7 лет назад были включены и неправительственные организации (НПО).
— «провисания» в реализации принципа комплексности (когда каждая сфера предлагает свой комплекс услуг, исходя из утвержденных нормативов, при этом нет системы «работы со случаем» в отношении жизненной ситуации конкретного потребителя ССУ).
— отсутствие эффективной процедуры измерения уровня удовлетворенности разных категорий потребителей ССУ (мониторинг качества).
Почему именно интегрированный подход, и чем он выгоднее существующего подхода к оказанию специальных социальных услуг? Сегодня планирование объемов ССУ, в основном, осуществляется по принципу «от учреждения», независимо от того, насколько они действительно необходимы для получателей в таком объеме и именно от этого поставщика. Кроме того, нередки случаи, когда специалисты из разных сфер работают с одним и тем же человеком – например социальные работники от здравоохранения и от социальной защиты. Но каждая сфера работает по своим планам, не согласуя их между собой. К сожалению, такой подход зачастую не приносит желаемых результатов.
Интегрированный же подход подразумевает оказание ССУ, в первую очередь, ориентируясь на потребителя и его нужды. Важно стремиться к тому, чтобы человек сам мог выбирать необходимый для него вид и объем услуг, выбирать и совмещать разных поставщиков услуг, т.е. должна быть возможность заменить «комплексный обед» на «шведский стол».
Модель интегрированных ССУ, разработка которой запланирована в проекте, позволит упростить подходы к оказанию специальных социальных услуг, как для поставщиков, так и для потребителей. В разработку данной модели будут также вовлечены получатели ССУ (экспериментальная группа), которые выступят соавторами процесса улучшения качества своей жизни.
Идея модернизации системы ССУ и внедрения интегрированного подхода, предполагающего изменение ключевого принципа планирования — с позиции «от интересов ведомства» к позиции «ориентация на интересы потребителя» уже нашла поддержку на региональном и республиканском уровне. Проект продолжается, впереди запуск работы экспериментальной группы, кропотливая работа аналитической группы по разработке модели интегрированных ССУ.
Следите за новостями!
52