Необходимость и важность профориентационной работы на сегодняшний день признается в большинстве стран мира. При этом используемые подходы и инструменты во многом зависят от имеющихся возможностей и ресурсов государств.
     В целом любая профориентация работа сводится к поиску определенного баланса между тремя ключевыми категориями «хочу – могу – надо».
     Так, если развитые страны могут позволить себе проводить профориентационную политику, основываясь, прежде всего, на интересах индивида, то в развивающихся странах деятельность по профориентации чаще жестко увязана с потребностями рынка труда.
     В школах США, например, на каждого ученика консультантом по профориентации заводится досье, в котором фиксируются: успеваемость, социальное положение, «любимые» и «нелюбимые» предметы, интересы, физические данные, состояние здоровья, внешкольные занятия и увлечения, получаемый опыт работы по профессиям. Это досье может быть передано в службу занятости, если выпускник будет искать работу с ее помощью после окончания школы.
     В школах Великобритании основное внимание в профориентационной работе уделяется повышению самостоятельности учащихся при принятии решений о выборе профессии. В учебное расписание начальной школы включены специальные занятия, сфокусированные на личности ученика, которые проходят в форме индивидуальных и групповых бесед. Усилия профсоветников направлены на проведение ознакомительных экскурсий на предприятия, выявление преобладающих интересов и склонностей учащихся, развитие коммуникативных умений в процессе тренинговых занятий.
     А вот Китайскую систему образования часто определяют как прагматическую и селективную. Вероятность перейти на более высокие ступени образования для «среднего» молодого человека здесь невелика, этой возможностью обладают лишь немногие способные ученики. Поступление в вуз – серьезное достижение для выпускника средней школы: конкурс в некоторые университеты достигает 200–300 человек на место. При этом действительно талантливые молодые люди пользуются всевозможными льготами при восхождении по образовательной «лестнице» – государственными стипендиями, субсидиями предприятий, организаций и т. п.
    Деятельность, способствующая профессиональному самоопределению молодых людей, в разных странах может обладать своей спецификой: например, испытывать серьезную религиозную нагрузку. Так в Израиле, где существуют четыре типа школ: государственные светские, в которых учится большинство детей; государственно-религиозные (их примерно 5%), где соблюдаются еврейские традиции и проводится углубленное изучение иудаизма; арабские, ведущие обучение на арабском языке и большое внимание уделяющие истории арабов, их культуре и религии; и частные школы. Вся система израильского школьного образования организована по профориентационному принципу, и выбор определенной школы, по сути, является выбором будущей профессии.
     Стоит отметить и еще одну закономерность. В развитых государствах элементы профориентации обычно включены уже в программу младшей школы, тогда как итоговый выбор трудового поприща отложен до завершения старшей ступени обучения, причем предусмотрена возможность смены направления профессиональной подготовки в случае обнаружения несоответствия личностных качеств первоначально избранному профилю занятости. В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж. В Берлине и Амстердаме вы не раз встретите людей, которые только в 27 начинают свою корпоративную карьеру. Это вовсе не значит, что до этого они ничего не делали: наверняка с 16 лет разносили пиццу, работали в веломастерской, съездили поволонтёрить в Африку и, конечно, же почти без денег проехали всю Азию. Свободный год после школы — время, когда ты сам выбираешь, какой опыт получить, но сотни и тысячи проектов предлагают тебе помощь в выборе. Например, так выглядит программа Gap Year в Гватемале от проекта Максим Новель: 20 недель изучения испанского, 8 недель – работа с детьми, 4 недели – работа с морскими черепахами, 4 недели – преподавание английского, 4 недели – забота о животных, 1 неделя – обучение сёрфингу, 1 неделя – обучение дайвингу и сертификация, 2 недели – каникулы с проживанием.
В развивающихся странах, напротив, отмечается более ранняя фиксация профессиональных предпочтений (в период окончания основной школы) и менее гибкое отношение к неудачному выбору специальности молодым человеком. Направленность на будущий профессиональный выбор в общеобразовательных школах Сингапура осуществляется по завершении среднего звена. При переходе на старшую ступень учащиеся разделяются по способностям на три потока: средне успевающие, проявляющие особые успехи и исключительные (самые талантливые). Обучение каждой категории школьников имеет разную интенсивность и продолжительность, то есть старшеклассники уже на данном этапе становятся обладателями различных карьерных и профессиональных перспектив.
     Одной из отличительных особенностей именно современной профориентационной работы во многих странах, вне зависимости от уровня социально-экономического развития, является то, что ключевое место ее отводится языковой подготовке. Это обусловлено в первую очередь созданием высокотехнологичных производств на базе транснациональных компаний, а также невозможностью карьерного и профессионального роста без изучения опыта работы зарубежных коллег и конкурентов.
     В целом же опыт профориентационной работы, накопленный в различных странах мира, свидетельствует о понимании важности вопросов профориентации молодежи в повышении эффективности организации и использования трудовых ресурсов, снижения социальной напряженности на рынке труда.
 
(материал подготовлен в рамках проекта «Кадровая молодежная политика: вызовы и точки роста» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан)